Что такое торможение двигателем и как правильно его применять
А вы знаете, как снизить скорость автомобиля без применения тормозной системы? Раньше такому навыку обучали в автошколах, но с развитием автотехнологий он стал забываться, теряться. Хотя у торможения двигателем может быть ряд преимуществ: экономия топлива, снижение риска заносов на мокрой и скользкой дороге, но не для всех моделей.
С опаской относитесь к данному приёму? Думаете, что это навредит колодкам, двигателю? Разбираем особенности торможения двигателем, как тормозить и когда этот навык может быть полезен.
Торможение двигателем — это что
Скажем сразу: у двигателя нет отдельного тормоза. Под данным понятием понимают естественное снижение скорости при закрытии дроссельной заслонки в ДВС. Другое название — «принудительный холостой ход».
Процесс торможения двигателем включает простой алгоритм действий:
-
убираем ногу с педали газа;
-
постепенно переключаем скорости на понижение.
В таком случае двигатель не передаёт ускорение, а провоцирует замедление. Это происходит за счёт того, что в мотор не поступает топливо и образованный вакуум подавляет работу поршней. В итоге авто теряет скорость за счёт гашения крутящего момента. Причём это происходит быстрее, чем при езде накатом, на нейтралке.
Переключение передач происходит постепенно — на 3-ю, на 2-ю, затем на 1-ю. С 3-й передачи переключаться сразу на 1-ю не рекомендуют, это может спровоцировать блокировку колёс или перегрузку мотора и коробки передач в некоторых моделях.
Плюсы торможения двигателем
Зачем нужно изучать какие-то механизмы работы двигателя, если в авто предусмотрена штатная система? Так рассуждают те, кто не знает о преимуществах торможения двигателем. Рассмотрим основные.
Экономия топлива
Когда водитель отпускает педаль газа, то закрывается дроссельная заслонка, т. е. топливо перестаёт попадать в двигатель. Автомобиль продолжает движение и при этом экономит топливо.
При движении на нейтралке или при выжатом сцеплении, горючее (хоть минимально) поступает в мотор.
Так можно тормозить при подъезде к перекрёсткам, светофорам.
Продление срока работы тормозной системы
Когда водитель выжимает тормоза, то для остановки автомобиля задействуют барабан, тормозные диски, колодки и прочие элементы. Они в процессе эксплуатации стираются, изнашиваются. При торможении двигателем данные системы не задействуются, так как скорость снижается постепенно за счёт уменьшения количества энергии. Это экономит их ресурс.
Снижение риска заноса
Опасность мокрых и покрытых наледью дорог в том, что при нажатии на педаль тормоза автомобиль может уйти в занос. При торможении двигателем сброс скорости происходит постепенно, что исключает блокировку колёс. Но система ABS уменьшает актуальность данного преимущества, т. к. колёса больше не блокируются.
Научиться тормозить двигателем стоит водителям с машинами без электроники. Хотя и электронные системы дают сбой.
Возможность длительного торможения
Длительное применение тормозной системы опасно перегревом. Если, например, спускаться по горной дороге, то постоянное нажатие на тормоз спровоцирует нагрев колодок. А это опасно потерей эффективности и даже возгоранием.
Системы часто проектируются без запаса, т. е. обеспечить разовое торможение смогут, а вот длительное — с трудом.
Если водитель тормозит двигателем, то снижает нагрузку на штатные механизмы.
Возможность экстренного торможения
Конечно, остановиться в эту же секунду автомобиль не сможет, но если заранее знать о проблемах с тормозной системой, то вполне можно воспользоваться торможением двигателем. Это поможет снизить риск попадания в ДТП. Например, если понимаете, что отказали тормоза, то постепенное снижение скорости и окончательная остановка ручным тормозом (в крайнем случае упор в какой-нибудь столб) окажется лучшим решением, чем столкновение с другим авто.
Охлаждение мотора
При торможении двигателем в мотор не поступает топливо, но подача масла продолжается. Это способствует охлаждению, что особенно актуально при пиковых нагрузках.
Недостатки торможения двигателем
Основные минусы связаны с безопасностью движения и состоянием систем автомобиля.
Риск собрать «паровозик»
Когда водитель нажимает на тормоз, то на автомобиле загораются стоп-сигналы. Это позволяет вовремя среагировать автомобилистам, которые двигаются сзади. При торможении двигателем никаких сигналов для остальных участников движения не поступает. Просто автомобиль начинает двигаться медленнее. А это опасно тем, что сокращается дистанция между машинами, и в экстренной ситуации сзади идущий автомобиль может не успеть остановиться. В итоге — ДТП с несколькими участниками.
Вероятность заноса
При торможении двигателем нужно исключить резкие переключения, изменения курса движения, иначе можно уйти в занос. Все движения выполняют плавно, уменьшение передачи производится постепенно, без перескакиваний.
Повышенная нагрузка на привод ГРМ
При обратном переключении передач возрастает нагрузка на все механизмы автомобиля. Обратные нагрузки повышают давление, разрежение, что приводит к перегрузкам цепи, ремня ГРМ. В критических ситуациях возможен обрыв.
Повышенная нагрузка на уплотнения
Банальное разрежение (падение давления ниже атмосферного) опасно для уплотнителей. В этот момент происходит нарушение герметичности системы, что провоцирует попадание воздуха. В итоге уплотнители испытывают повышенные нагрузки, что может привести к их разрыву, растрескиванию.
Торможение на «механике»
Существует два варианта торможения двигателем на МКПП:
-
Стандартный. Перестаём нажимать на педаль газа, но передачу не изменяем. Ждём, когда скорость начнёт падать, и включаем более низкую передачу. Важно соблюдать последовательность 4-3-2-1. Если перескочить одну или две передачи, то резко увеличивается нагрузка на двигатель.
-
Способ с перегазовкой. Схема действий аналогична, но задействуется педаль газа. Перед тем как переключиться на пониженную передачу — включить нейтральное положение, затем коротко и резко выжать педаль газа и включить пониженную передачу. Убрать ноги с педалей.
Второй способ уменьшает нагрузку на мотор и предупреждает блокировку колёс.
Торможение на автомате
В классических моделях АКПП есть гидротрансформатор, который отвечает за передачу крутящего момента и связи двигателя с коробкой передач. Если узел блокируется, то торможение происходит аналогично «механике». Но в каких случаях блокировать гидротрансформатор, а в каких нет, прописывают в блоке управления, поэтому эффективность такого торможения уступает.
Если убрать ногу с педали газа, то пойдет автоматическое замедление и переключение скоростей. При этом в адаптированных АКПП заслонка дросселя полностью не закрывается.
Произвести стандартное торможение двигателем на АКПП можно, если переключиться на ручное управление или перейти на спортивный режим. Более точная информация указана в руководстве к автомобилю.
Торможение двигателем на электрокаре
Для электромобилей такой способ торможения не только удобен, но и полезен. Так, в процессе происходит восполнение энергии.
Как только водитель убирает ногу с педали газа, то прекращается потребление электричества двигателем. В этот момент формируются токи на валу двигателя, происходит нагрев обмотки и АКБ заряжается.
Когда лучше тормозить двигателем
Этот вид торможения обеспечивает плавное и медленное снижение скорости, что может быть полезным при длительных спусках, на скользкой дороге или при корректировке скоростного режима. Например, таким способом пользуются водители, который едут «по зелёной волне» (подстраивают скорость, чтобы попадать только на зелёный сигнал светофора).
Но если возникла экстренная ситуация, то спасти может только штатный тормоз. И эксперты советуют совмещать торможение двигателем и педалью.