Скидка 5% на шины китайских брендов

Как правильно совершать экстренное торможение на автомобиле с ABS и без неё

Доводить до экстренного торможения не стоит, лучше выбирать оптимальную скорость движения, ориентироваться на дорожную обстановку и качество покрытия. Но иногда возникают на дороге экстренные ситуации, когда нужно быстро и эффективно затормозить, чтобы спасти свою жизнь и/или жизнь других участников дорожного движения. Тогда нужно оперативно отреагировать и быстро нажать на тормоз. 

Что такое экстренное торможение

Большинство водителей понимают экстренное торможение неправильно. Это не просто резкое нажатие на педаль газа с последующей резкой остановкой авто. При правильном экстренном торможении колёса полностью блокироваться не должны, иначе транспортное средство начинает идти юзом и уходит в занос, тормозной путь же при этом становится ещё длиннее. Ошибаются при экстренном торможении даже опытные водители — резко зажимают педаль и блокируют колёса. А случаев для экстренного торможения на дороге возникает немало:

  • внезапное препятствие на пути;

  • недостаточная дистанция с идущими впереди транспортными средствами;

  • подозрение на поломку тормозной системы.

Безопасным экстренное торможение может быть только в системах с ABS, в остальных может стать фатальной ошибкой. Но, если иначе уйти от столкновения невозможно, резкое нажатие педали — единственный вариант, в таком случае нужно уметь выполнять быстрое торможение правильно.

Правила экстренного торможения с ABS

Принцип работы ABS — не допускать блока колёс, таким образом оберегая автомобиль от заноса. Особенно эффективно работает система, если под передней и задней парами колёс покрытие разного типа — к примеру, передние колёса на асфальте, а задние на обочине скользят по грунту или льду. Это довольно опасная ситуация, из которой на большой скорости и при экстренном торможении почти невозможно выйти без заноса, если, конечно, на машине не установлена ABS.

Экстренное торможение с ABS выполнить несложно — просто зажимаете педаль до упора и держите её до полной остановки автомобиля. Здесь некоторые водители совершают ошибку, зажав педаль не полностью или отпустив её, как только нога начинает ощущать биение системы в педаль — это блокировка задней оси, то есть непосредственно работа ABS, отпускать педаль в этот момент не нужно. Если удерживать тормоз в этот момент, то заноса не будет, а вот если нажимать педаль не в полную силу или плавно, система может вообще не сработать.

Экстренное торможение без ABS

Водители с большим стажем вождения на автомобилях без антиблокировочной системы чувствуют автомобиль и интуитивно знают, в какой момент нельзя зажимать педаль, чтобы автомобиль не ушёл в занос. В идеале вообще нельзя зажимать педаль на таких авто полностью, нажимать нужно прерывисто и часто, имитируя работу ABS, особенно важно это на гололёде, только так можно сохранить управляемость транспортного средства.

Спортивное торможение

По своему принципу спортивное и экстренное торможение похожи, но отличаются по экстренности ситуаций — в спортивном вождении водитель знает трек, все его повороты и препятствия, в то время как в реальной жизни препятствия на дороге и аварийная ситуация возникают внезапно, например, резкое торможение едущих впереди машин перед светофором, или резкое появление перед авто пешехода. Спортивное торможение — трюк, для которого водитель долго тренируется, экстренное же торможение — предотвращает ДТП, так что сравнивать их некорректно.

Импульсное торможение

Кратко уже описывали выше. Суть в том, чтобы после полной блокировки колёс тормозными колодками ослабить нажим на педаль и дать колёсам прокрутиться, повторить. Нажимы на педаль делают примерно 4 раза в секунду. Торможение получается довольно быстрым, но без рисков. Минус метода только в том, что не каждый водитель может выполнить описанную процедуру, рефлекторно у большинства нога зажимает педаль тормоза и не отпускает её, уводя автомобиль в занос.

Дозированное торможение

Отличается от импульсного. Здесь суть не в том, чтобы чередовать блокировку колёс и их прокручивание, а в том, чтобы тормозить, балансируя на грани блокировки колёс, но не отпуская педаль полностью. Сложность заключается в том, что не каждый водитель настолько чувствует авто, чтобы нащупать эту грань. Этот метод присущ, скорее, гонщикам или просто очень опытным водителям, которые умеют безопасно остановиться практически в любой ситуации.  

Торможение юзом

Если до столкновения с препятствием остаётся совсем малое расстояние, и тормозить импульсно уже не представляется возможным, единственный выход — тормозить юзом. То есть зажимать педаль, позволяя автомобилю уйти в занос, его будет крутить вокруг собственной оси, но двигаться будет по прямой. Дальше уже вступают правила выхода из заноса на автомобилях с разным приводом.

Во время такого торможения нужно крепко держаться за руль обеими руками в верхней его части, прижаться к сидению всем телом, чтобы лучше ощущать каждое движение автомобиля. Особенно важно вовремя менять шины, изношенный протектор гарантирует занос, выйти из которого сможет далеко не каждый профессионал.

Способ торможения в зависимости от погодных условий

Важно учитывать при выборе способа торможения и тип дорожного покрытия в зависимости от погодных условий:

  • Сухой асфальт. Оптимальные условия для любого торможения, в том числе экстренного. Но и здесь не стоит тормозить с фанатизмом. Нажимаем на тормоз до упора и затем постепенно ослабляем нажим на педаль, не допуская ухода в занос.

  • Снежный накат. Здесь тоже всё сравнительно несложно, и большого опыта для торможения не требуется. Любые зимние шины хорошо цепляются за снег, а перед заблокированными колёсами образуются валы, дополнительно тормозящие авто.

  • Лёд или глубокие лужи. Это самая опасная ситуация, особенно если под колёсами чёрный лёд. Как только транспортное средство начинает замедляться, можно постепенно увеличивать время нажима и давление. Для наиболее эффективного торможения опытные водители советуют «тормозить коробкой» — принудительно понижать передачу, даже при повышенных оборотах, таким образом машину тормозит сам двигатель. Тормозить понижением передачи эффективно и при наличии антиблокировочной системы.

От экстренного торможения на дороге не застрахован ни один водитель, и возникновение аварийных ситуаций далеко не всегда зависит от опыта самого водителя, часто они возникают из-за других участников дорожного движения. Но и самому становиться виновником аварийной ситуации не стоит, например, проезжать красный сигнал светофора и заставлять экстренно тормозить поток машин с боковой дороги. Навыки торможения и выхода из заноса приходят только с опытом, очень зависит алгоритм от типа транспортного средства — передний или задний привод, легковая машина или грузовик.

А главное — не забывайте вовремя переобувать свой автомобиль. Даже «лысая» летняя резина может унести автомобиль в занос на глубоких лужах. А купить хорошие шины по низкой цене вы всегда можете в магазине «Колёса Даром».