Как ухаживать за мотоциклом

Мотоциклы всегда были популярны среди россиян. В городах лёгкие стритбайки экономят время владельца, пролетая через пробки. В сёлах синонимами глагола «поехать» стали «Урал» и «Иж Планета». Чопперы, эндуро, нейкеды, спортивные, туристические, внедорожные…

Но, как и другим транспортным средствам, мотоциклам нужен уход. Мы расскажем, как продлить срок службы и избежать типичных ошибок. 

_1.jpg

Что важно делать регулярно? Осматривать на предмет неисправностей, вовремя проводить техническое обслуживание, правильно хранить. 

Проверка перед поездкой

Перед каждой поездкой важно проверить основные узлы и элементы мотоцикла — это занимает всего пару минут, но может предотвратить поломку или аварию. Вот что стоит осматривать: 

Давление и состояние шин

Низкое давление ухудшает управляемость и торможение, увеличивает износ и риск разрыва шины.

Что делать: проверить визуально, прощупать рукой, при возможности — манометром. Осмотреть на предмет проколов, трещин, грыж.

Тормоза

От тормозов напрямую зависит ваша безопасность.

Что делать: несколько раз нажмите на ручку и педаль — они должны работать чётко, без «провалов». Проверьте уровень тормозной жидкости (если видно), колодки и диски — нет ли сильного износа.

unnamed.jpg

Цепь или привод

Слишком ослабленная цепь может слететь, а перетянутая — повредить звёздочки или даже сломаться.

Что делать: осмотреть цепь (или ремень), проверить натяжение и наличие смазки. При необходимости — подтянуть и смазать.

Масло

Нехватка масла — путь к перегреву и заклиниванию двигателя.

Что делать: проверить уровень по щупу или смотровому окошку. Масло должно быть между метками MIN и MAX, не мутное и без посторонних примесей.

Свет и сигналы

Фара, поворотники и стоп-сигнал — основа видимости и вашей, и для окружающих.

Что делать: включите зажигание, проверьте работу ближнего и дальнего света, указателей поворота и стоп-сигнала (нажмите тормоз).

Звуки при запуске

Посторонние звуки могут указывать на проблемы с клапанами, сцеплением или стартером.

Что делать: прислушайтесь при запуске. Если звук непривычный — лучше не рисковать и разобраться.

Уровень топлива

Кажется банальным, но часто про него забывают — особенно если датчик неточный.

Что делать: убедитесь, что бензина достаточно для маршрута, особенно в загородных поездках.

Крепления и подвеска

Ослабленные болты, люфты в вилке или амортизаторе — потенциальная аварийная ситуация.

Что делать: осмотрите вилку, амортизаторы, болты руля, подножек, крепление багажа. Потрясите мотоцикл — не должно быть посторонних стуков.

Цвет выхлопа

Наблюдайте за цветом выхлопа. Изменение его цвета почти всегда указывает на возникшую неисправность:

  • Белый дым, который появляется в холодную погоду при прогреве мотоцикла — это пар от испарения замёрзшего в выхлопной трубе конденсата. Ничего страшного. Но если белый выхлоп постоянно идёт даже тёплым летом — возможно, в цилиндры проникает охлаждающая жидкость. 

  • Синий дым часто возникает при попадании масла в цилиндры из-за износа деталей двигателя или сбоев в работе системы вентиляции.

  • Чёрный дым обычно идёт при повреждении системы топливоподачи или системы зажигания.

Часто из-за слишком позднего зажигания или обеднения рабочей смеси возникает перегрев двигателя и, соответственно, выхлопа. Тогда на выпускных трубах появляются «цвета побежалости», от соломенно-жёлтого до тёмно-синего.

После поездки, если гоняли по грязи, помойте мотоцикл, очистите цепь и снова осмотрите все узлы и детали вашего транспортного средства.

Как видите, причин возникновения неисправностей много. Так что лучше сразу обратиться к специалисту для диагностики и устранения проблемы.

Техническое обслуживание 

Регулярное техническое обслуживание — важная часть заботы о мотоцикле и залог его долгой службы. ТО можно проводить как самостоятельно, так и на СТО. Здесь всё зависит от вашего свободного времени и желания. 

unnamed (1).jpg

Регулярное ТО — это как визит к врачу. Лучше предотвратить проблему, чем чинить последствия.

Алексей Петров, мотоэксперт

Периодичность ТО и его регламентные процедуры зависят от типа мотоцикла. Эти рекомендации вы найдете в технической документации. В целом операции однотипные, различается лишь обслуживание привода (цепи/ремня/карданного вала). 

В таблице — минимальная периодичность ТО основных компонентов мотоцикла:

Агрегат

Регламентные работы

Периодичность

Двигатель


замена масла

3 тыс. км пробега

Воздушный фильтр

замена

3 тыс. км пробега

Свечи зажигания

замена

10 тыс. км пробега

Топливная система

Инжектор

чистка

3 тыс. км пробега

Карбюратор

чистка, настройка

Топливный фильтр

замена

5 тыс. км пробега

Тормозная система

Тормозная жидкость

замена

ежегодно


прокачка системы

Тормозные диски/колодки

замена

по мере износа

Трансмиссия

Цепь и звёздочки

смазка

500 км пробега

замена

20 тыс. км пробега

Зубчатый ремень

замена

5 тыс. км пробега

Карданная передача

замена масла

20 тыс. км пробега

замена пыльников, прокладок

Подвеска

Задние амортизаторы

замена

8 тыс. км пробега

Передние амортизаторы

замена

5 тыс. км пробега

Вилка

замена масла

5 тыс. км пробега

Управляющие тросы

смазка

500 км пробега

чистка

2 тыс. км пробега

Электропроводка

Аккумулятор

замена

по мере износа

Высоковольтные провода

замена

Контакты

чистка

при окислении


Если видите, что деталь износилась, меняйте её до срока, от этого зависит ваша безопасность.

Мойка 

Мыть мотоцикл лучше после каждой поездки по грязи. Чистый мотоцикл не ржавеет. Кроме того, грязь может скрывать проблемные места. 

Перед мойкой проверьте крепление всех электрических соединений. Заткните отверстие выхлопной трубы тряпкой, чтобы в выхлопную систему не попала вода. Если моете шлангом, с осторожностью используйте высокое давление. Не направляйте струю воды на электрические части. Сначала окатите водой всё транспортное средство. Мойте сверху вниз, начиная с окрашенных поверхностей. Используйте специальные моющие средства, мягкую губку и кисть (для труднодоступных мест). Тщательно промойте спицы и обода колёс. Обязательно очистите цепь. После мойки просушите, а лучше вытрите лишнюю влагу. Выньте тряпку из выхлопной трубы. Смажьте цепь. Помните, что мокрые тормоза должны просохнуть, чтобы заработать нормально.

Хранение зимой

Зимний период — не лучшее время для поездок: даже замена шин на зимние не обеспечивает стопроцентно надёжного сцепления лёгкого транспортного средства с дорогой. Кроме того, необходима соответствующая нашему климату экипировка. Ну и главное — без большого опыта мотовождения зимние поездки крайне опасны. Поэтому лучше позаботиться о консервации мотоцикла до весны. Вот что для этого нужно:

  • Помещение для хранения вашей техники должно быть сухим.

  • Мойка — тщательнее обычной. Очистите и смажьте цепь. Хорошо просушите ваше транспортное средство. Приветствуется нанесение полиролей и прочих специальных средств ухода

  • Бензин можно слить и высушить бак, но лучше долить в него стабили­затор топлива и заправить доверху. 

  • Смажьте мотоцикл согласно регламенту ТО.

  • Рабочие жидкости лучше заменять весной. Можно долить до нормы.

  • Если помещение тёплое, просто зарядите аккумулятор. Если холодное — зарядите, снимите и храните в тепле.

  • Установите мотоцикл на центральную подножку, подставку или подкат, это разгрузит подвеску. Если не собираетесь этого делать — накачайте шины немного сильнее обычного.

  • Накройте специальным чехлом (помните про предварительную сушку!)

  • Контакты и разъёмы можно обработать диэлектрической смазкой или влагозащитным средством — это особенно актуально при хранении в неотапливаемом помещении.

unnamed (1).jpg

Так в новом сезоне вы сможете избежать неприятных неожиданностей. Правильный уход не только продлевает жизнь мотоциклу, но и обеспечивает вашу безопасность.