Когда менять масляные фильтры в авто
Что будет, если месяцами не менять масляный фильтр в машине? Деталь кажется малозначимой, но если фильтр забивается, вся грязь, металлическая пыль, сажа начинают идти в обход фильтрующей бумаги. Вследствие растёт расход топлива, масла, работа двигателя становится более шумной, через время можем получить чёрный выхлоп и серьёзные поломки.
Первые проблемы могут начаться уже на 1–2 тыс. км сверх нормы.
Разберём, когда менять масляный фильтр, почему нельзя тянуть до последнего и что говорят официальные мануалы популярных марок.
Как работает масляный фильтр и почему его лучше не игнорировать
Если представить, что масло в двигателе — это кровь, то фильтр — печень, которая не пропускает потенциально вредные примеси.
Со временем фильтр забивается: бумажный элемент (или синтетический, если фильтр дорогой) перестаёт справляться и тогда включается «аварийный режим» — открывается перепускной клапан. Что это значит? Масло начинает течь в обход фильтрации. То есть, по сути, в двигатель попадает та самая грязь, от которой вы пытались его защитить.
Что будет, если ездить на старом фильтре?
Есть несколько возможных последствий засорённого фильтра:
-
Падёт давление масла, оно потемнеет, начнётся ускоренное старение. На приборной панели может загореться лампочка, а в худшем случае мотор начнёт работать «на сухую». Даже если вы залили дорогую синтетику, забитый фильтр не даст ей работать на полную. Присадки быстрее вырабатываются, масло окисляется.
-
Ускоряется износ деталей. Если в масле плавают абразивные частицы (например, та же металлическая стружка), они действуют как абразив на внутренности двигателя. Цепь ГРМ, вкладыши, кольца — всё это изнашивается быстрее.
-
Повышенное трение, как следствие, локальный перегрев поршней. Загустевшее масло хуже отводит тепло, в пробках может включаться вентилятор, растёт расход топлива, есть риск перегрева ГБЦ.
-
Возможный отказ турбины — внезапная потеря мощности на обгоне. Характерны глухой стук, резкое падение тяги, дымовая завеса и дорогостоящий ремонт.
Экономия на расходнике несопоставима с рисками и последующими затратами.
А если фильтр «ещё ничего»?
Некоторые водители считают: «Да ладно, выглядит нормально, ещё поездит». Но тут есть несколько подвохов:
-
Бумага внутри может расслаиваться. Особенно у дешёвых фильтров. Тогда кусочки фильтрующего материала попадают в масляные каналы, и засоряется система смазки.
-
Антидренажный клапан изнашивается. После остановки двигателя он не даёт маслу стекать обратно в поддон. Если клапан не держит, при каждом холодном пуске мотор несколько секунд работает без смазки.
Экономить на фильтре — это, как не менять зубную щётку годами. Вроде работает, но последствия будут неприятные.
Когда менять масляный фильтр: общие рекомендации
Обычно мы вспоминаем про замену масла и фильтра только когда загорается жёлтая лампочка «сервис» или двигатель начинает звучать как старая кофемолка. Когда же фильтр менять на самом деле? Давайте разбираться.
Стандартный вариант: «каждое масло — новый фильтр»
Большинство производителей скажут вам одно и то же: фильтр меняют каждую замену масла. Неважно, льёте вы минералку, полусинтетику или дорогую синтетику — загрязнения копятся одинаково:
-
10–15 тысяч км: классический интервал для современных масел;
-
5–8 тысяч: если авто ездит в тяжёлых условиях.
Некоторые водители считают, что если масло ещё «живое», а фильтр внешне нормальный, то можно протянуть пару тысяч км. В теории — да. На практике — лучше не надо.
Когда стоит менять чаще?
Тут всё как с зубными щётками: если пользуетесь интенсивно, менять приходится чаще:
-
Короткие поездки «от дома до магазина». Двигатель не успевает как следует прогреться, в масле накапливается конденсат и топливные примеси. Фильтр забивается быстрее, чем при долгих поездках.
-
Постоянная езда по пыли или бездорожью. Песок, грязь летят не только в воздушный фильтр, но и в масло. Особенно актуально для внедорожников.
-
Спортивная езда или буксировка. Высокие обороты = больше продуктов износа в масле. Если любите «крутить» мотор или используете прицеп, сокращайте интервал на 20–30%.
-
Старый двигатель. Чем больше пробег, тем больше металлической стружки и нагара.
Сейчас многие льют масла с маркировкой LongLife (например, у VW или BMW). Производители разрешают ездить 15–20 тыс. км, но не все фильтры рассчитаны на такой интервал. Особенно когда это не оригинал, а дешёвый аналог. Бумага может просто размокнуть через 10 тыс. км. И не забывайте, что многое зависит от мотора. Турбодизель, например, изнашивает масло быстрее бензинового.
Экстремальные случаи: когда менять срочно
Бывает, что фильтр надо менять вне плана:
-
после перегрева двигателя (масло могло подгореть, фильтр закоксовался);
-
если залили некачественное масло (например, с осадком);
-
после ремонта мотора (в системе много стружки).
Не экономьте на фильтре. Лучше немного переплатить, чем потом чинить двигатель.
Рекомендации производителей
Производители машин как будто играют в игру «угадай, когда менять фильтр». У каждого свои правила, и если не копнуть глубже, можно легко запутаться. Разберёмся, что говорят официальные мануалы популярных марок.
Toyota
Обычные двигатели (1.6, 2.0) — каждые 10–16 тыс. км вместе с маслом. Гибриды (например, Corolla Hybrid) — те же 10–16 тыс., особенно если ездите в городе с частыми стартами. Турбированные (2.0T) — строго по регламенту, без самодеятельности.
Volkswagen
Fixed Service — 10 000 миль / 15 000 км или 1 год. Flexible — до 30 000 км / 24 мес.
BMW
Стандартный интервал — CBS (Condition Based Service) сам подскажет, но обычно 15 тыс. км или 12 месяцев. Для дизеля в тяжёлых условиях (холодный климат, низкое качество топлива) BMW предписывает уменьшать шаг между заменами (часто ~7–10 тыс. км в России) и выполнять смену топливного фильтра каждые три «Oil + Filter».
Lada
Классика (1.6 8V) — 10 тыс. км, даже если масло ещё «как новое». Веста с турбо — 8–10 тыс.
Можно ли менять фильтр реже, чем масло?
Одни говорят: «Да бросьте, фильтр же ещё как новый!». Другие хватаются за голову: «Вы что, мотор угробить хотите?».
Когда вроде бы можно, но лучше не надо:
-
Залили дорогое синтетическое масло, а фильтр качественный (например, Mann). Пробег меньше 5 тыс. км.
-
Машина почти не ездила. Например, полгода стояла в гараже. Но даже если масло чистое, в фильтре остаётся грязь. При повторном запуске она пойдёт в двигатель.
А теперь посмотрим, когда точно нельзя менять фильтр реже. Ситуации следующие:
-
Дешёвый фильтр. Китайские аналоги часто расслаиваются после 3–4 тыс. км.
-
Турбированный двигатель. Турбина чувствительна к качеству масла.
-
Залили минеральное масло. Оно стареет быстрее, увлекая за собой фильтр.
Часто проблемы с двигателем можно предупредить просто своевременной заменой масла и фильтров.
Признаки забитого масляного фильтра
Вы когда-нибудь слышали, как ваш двигатель внезапно начинает звучать словно старый советский трактор? Это может быть первый звоночек, что с фильтром что-то не так.
Лампа давления масла мигает на холостых
Особенно когда двигатель прогрет. Хотя иногда проблема может быть и в самом масляном насосе, но начинать проверку стоит именно с фильтра.
Двигатель греется сильнее обычного
Забитый фильтр = хуже циркуляция = перегрев. Если стрелка температуры ползёт вверх быстрее, чем обычно, стоит задуматься. Особенно это заметно летом в пробках.
Посторонние звуки в верхней части двигателя
Клапана начинают стучать, гидрокомпенсаторы «поют» — всё потому, что масло не может нормально до них добраться.
Масло чернеет быстрее обычного
Вроде только залили свежее, а через пару тысяч км оно уже как дёготь. Это значит, что фильтр не справляется со своей работой, и грязь циркулирует по системе.
Также о необходимости проверки масляного фильтра сигнализирует потеря мощности. Двигатель начинает замедляться, не тянет как раньше.
Частые ошибки при замене
Менять масляный фильтр вроде бы просто, но и здесь можно ошибиться. Вот топ ошибок:
-
«Сухая» установка нового фильтра. Перед монтажом обязательно нужно смазать резиновое уплотнительное кольцо свежим маслом. Иначе при затяжке оно может перекоситься и потечь.
-
Перетяжка или недотяжка. Перетянули — рискуете сорвать резьбу или деформировать корпус. Недотянули — будет течь.
-
Старое масло осталось в корпусе. Если у вас фильтр в пластиковом корпусе (как у многих BMW), важно слить из него старое масло перед установкой нового. Иначе при первом запуске в систему попадёт грязный состав.
-
Не проверили посадочное место. Старое уплотнительное кольцо иногда прилипает к двигателю. Если не заметить и поставить новый фильтр поверх старого кольца, будет двойная протечка. Такое случается чаще, чем кажется.
-
Экономия на качестве. Купили фильтр подешевле вместо оригинального, который стоит в несколько раз дороже? Готовьтесь к тому, что через пару тысяч км антидренажный клапан может отказать, а фильтрующий элемент развалиться.
Относитесь к масляному фильтру как к важной части двигателя, а не как к расходнику «лишь бы был». Вот несколько рекомендаций:
-
Меняйте фильтр при каждой замене масла. Даже когда производитель говорит, что можно реже. Лучше перестраховаться.
-
Выбирайте качественные бренды.
-
Обращайте внимание на необычные признаки. Если машина начала вести себя странно, проверьте фильтр в первую очередь.
-
Не пытайтесь чистить старый фильтр. Его нельзя продуть или промыть. Это не воздушный фильтр. Только замена.
И всегда соблюдайте технологию замены. Казалось бы, мелочи вроде смазки уплотнителя, но они действительно важны.