Бесплатный шиномонтаж

Когда менять масляные фильтры в авто

Что будет, если месяцами не менять масляный фильтр в машине? Деталь кажется малозначимой, но если фильтр забивается, вся грязь, металлическая пыль, сажа начинают идти в обход фильтрующей бумаги. Вследствие растёт расход топлива, масла, работа двигателя становится более шумной, через время можем получить чёрный выхлоп и серьёзные поломки. 

385b3d6c-b961-4fa1-b053-3c52d51e660e01.jpg

Первые проблемы могут начаться уже на 1–2 тыс. км сверх нормы. 

Разберём, когда менять масляный фильтр, почему нельзя тянуть до последнего и что говорят официальные мануалы популярных марок.

Как работает масляный фильтр и почему его лучше не игнорировать

Если представить, что масло в двигателе — это кровь, то фильтр — печень, которая не пропускает потенциально вредные примеси. 

Со временем фильтр забивается: бумажный элемент (или синтетический, если фильтр дорогой) перестаёт справляться и тогда включается «аварийный режим» — открывается перепускной клапан. Что это значит? Масло начинает течь в обход фильтрации. То есть, по сути, в двигатель попадает та самая грязь, от которой вы пытались его защитить. 

Что будет, если ездить на старом фильтре?

Есть несколько возможных последствий засорённого фильтра: 

  • Падёт давление масла, оно потемнеет, начнётся ускоренное старение. На приборной панели может загореться лампочка, а в худшем случае мотор начнёт работать «на сухую». Даже если вы залили дорогую синтетику, забитый фильтр не даст ей работать на полную. Присадки быстрее вырабатываются, масло окисляется. 

  • Ускоряется износ деталей. Если в масле плавают абразивные частицы (например, та же металлическая стружка), они действуют как абразив на внутренности двигателя. Цепь ГРМ, вкладыши, кольца — всё это изнашивается быстрее.

  • Повышенное трение, как следствие, локальный перегрев поршней. Загустевшее масло хуже отводит тепло, в пробках может включаться вентилятор, растёт расход топлива, есть риск перегрева ГБЦ. 

  • Возможный отказ турбины — внезапная потеря мощности на обгоне. Характерны глухой стук, резкое падение тяги, дымовая завеса и дорогостоящий ремонт. 

Экономия на расходнике несопоставима с рисками и последующими затратами.

unnamed.jpg

А если фильтр «ещё ничего»?

Некоторые водители считают: «Да ладно, выглядит нормально, ещё поездит». Но тут есть несколько подвохов:

  • Бумага внутри может расслаиваться. Особенно у дешёвых фильтров. Тогда кусочки фильтрующего материала попадают в масляные каналы, и засоряется система смазки.

  • Антидренажный клапан изнашивается. После остановки двигателя он не даёт маслу стекать обратно в поддон. Если клапан не держит, при каждом холодном пуске мотор несколько секунд работает без смазки.

Экономить на фильтре — это, как не менять зубную щётку годами. Вроде работает, но последствия будут неприятные.

Когда менять масляный фильтр: общие рекомендации

Обычно мы вспоминаем про замену масла и фильтра только когда загорается жёлтая лампочка «сервис» или двигатель начинает звучать как старая кофемолка. Когда же фильтр менять на самом деле? Давайте разбираться.

Стандартный вариант: «каждое масло — новый фильтр»

Большинство производителей скажут вам одно и то же: фильтр меняют каждую замену масла. Неважно, льёте вы минералку, полусинтетику или дорогую синтетику — загрязнения копятся одинаково:

  • 10–15 тысяч км: классический интервал для современных масел;

  • 5–8 тысяч: если авто ездит в тяжёлых условиях.

Некоторые водители считают, что если масло ещё «живое», а фильтр внешне нормальный, то можно протянуть пару тысяч км. В теории — да. На практике — лучше не надо.

Когда стоит менять чаще?

Тут всё как с зубными щётками: если пользуетесь интенсивно, менять приходится чаще:

  • Короткие поездки «от дома до магазина». Двигатель не успевает как следует прогреться, в масле накапливается конденсат и топливные примеси. Фильтр забивается быстрее, чем при долгих поездках.

  • Постоянная езда по пыли или бездорожью. Песок, грязь летят не только в воздушный фильтр, но и в масло. Особенно актуально для внедорожников.

  • Спортивная езда или буксировка. Высокие обороты = больше продуктов износа в масле. Если любите «крутить» мотор или используете прицеп, сокращайте интервал на 20–30%.

  • Старый двигатель. Чем больше пробег, тем больше металлической стружки и нагара. 

Сейчас многие льют масла с маркировкой LongLife (например, у VW или BMW). Производители разрешают ездить 15–20 тыс. км, но не все фильтры рассчитаны на такой интервал. Особенно когда это не оригинал, а дешёвый аналог. Бумага может просто размокнуть через 10 тыс. км. И не забывайте, что многое зависит от мотора. Турбодизель, например, изнашивает масло быстрее бензинового.

Экстремальные случаи: когда менять срочно

Бывает, что фильтр надо менять вне плана:

Не экономьте на фильтре. Лучше немного переплатить, чем потом чинить двигатель.

Рекомендации производителей

Производители машин как будто играют в игру «угадай, когда менять фильтр». У каждого свои правила, и если не копнуть глубже, можно легко запутаться. Разберёмся, что говорят официальные мануалы популярных марок.

Toyota

Обычные двигатели (1.6, 2.0) — каждые 10–16 тыс. км вместе с маслом. Гибриды (например, Corolla Hybrid) — те же 10–16 тыс., особенно если ездите в городе с частыми стартами. Турбированные (2.0T) — строго по регламенту, без самодеятельности.

Volkswagen

Fixed Service — 10 000 миль / 15 000 км или 1 год. Flexible — до 30 000 км / 24 мес. 

BMW

Стандартный интервал — CBS (Condition Based Service) сам подскажет, но обычно 15 тыс. км или 12 месяцев. Для дизеля в тяжёлых условиях (холодный климат, низкое качество топлива) BMW предписывает уменьшать шаг между заменами (часто ~7–10 тыс. км в России) и выполнять смену топливного фильтра каждые три «Oil + Filter».

Lada

Классика (1.6 8V) — 10 тыс. км, даже если масло ещё «как новое». Веста с турбо — 8–10 тыс.

unnamed (1).jpg

Можно ли менять фильтр реже, чем масло?

Одни говорят: «Да бросьте, фильтр же ещё как новый!». Другие хватаются за голову: «Вы что, мотор угробить хотите?». 

Когда вроде бы можно, но лучше не надо:

  • Залили дорогое синтетическое масло, а фильтр качественный (например, Mann). Пробег меньше 5 тыс. км.

  • Машина почти не ездила. Например, полгода стояла в гараже. Но даже если масло чистое, в фильтре остаётся грязь. При повторном запуске она пойдёт в двигатель.

А теперь посмотрим, когда точно нельзя менять фильтр реже. Ситуации следующие:

  • Дешёвый фильтр. Китайские аналоги часто расслаиваются после 3–4 тыс. км.

  • Турбированный двигатель. Турбина чувствительна к качеству масла.

  • Залили минеральное масло. Оно стареет быстрее, увлекая за собой фильтр.

Часто проблемы с двигателем можно предупредить просто своевременной заменой масла и фильтров.

Признаки забитого масляного фильтра

Вы когда-нибудь слышали, как ваш двигатель внезапно начинает звучать словно старый советский трактор? Это может быть первый звоночек, что с фильтром что-то не так. 

Лампа давления масла мигает на холостых

Особенно когда двигатель прогрет. Хотя иногда проблема может быть и в самом масляном насосе, но начинать проверку стоит именно с фильтра.

Двигатель греется сильнее обычного

Забитый фильтр = хуже циркуляция = перегрев. Если стрелка температуры ползёт вверх быстрее, чем обычно, стоит задуматься. Особенно это заметно летом в пробках.

Посторонние звуки в верхней части двигателя

Клапана начинают стучать, гидрокомпенсаторы «поют» — всё потому, что масло не может нормально до них добраться.

Масло чернеет быстрее обычного

Вроде только залили свежее, а через пару тысяч км оно уже как дёготь. Это значит, что фильтр не справляется со своей работой, и грязь циркулирует по системе.

Также о необходимости проверки масляного фильтра сигнализирует потеря мощности. Двигатель начинает замедляться, не тянет как раньше.

Частые ошибки при замене

Менять масляный фильтр вроде бы просто, но и здесь можно ошибиться. Вот топ ошибок:

  • «Сухая» установка нового фильтра. Перед монтажом обязательно нужно смазать резиновое уплотнительное кольцо свежим маслом. Иначе при затяжке оно может перекоситься и потечь.

  • Перетяжка или недотяжка. Перетянули — рискуете сорвать резьбу или деформировать корпус. Недотянули — будет течь.

  • Старое масло осталось в корпусе. Если у вас фильтр в пластиковом корпусе (как у многих BMW), важно слить из него старое масло перед установкой нового. Иначе при первом запуске в систему попадёт грязный состав.

  • Не проверили посадочное место. Старое уплотнительное кольцо иногда прилипает к двигателю. Если не заметить и поставить новый фильтр поверх старого кольца, будет двойная протечка. Такое случается чаще, чем кажется.

  • Экономия на качестве. Купили фильтр подешевле вместо оригинального, который стоит в несколько раз дороже? Готовьтесь к тому, что через пару тысяч км антидренажный клапан может отказать, а фильтрующий элемент развалиться.

Относитесь к масляному фильтру как к важной части двигателя, а не как к расходнику «лишь бы был». Вот несколько рекомендаций:

  • Меняйте фильтр при каждой замене масла. Даже когда производитель говорит, что можно реже. Лучше перестраховаться.

  • Выбирайте качественные бренды. 

  • Обращайте внимание на необычные признаки. Если машина начала вести себя странно, проверьте фильтр в первую очередь.

  • Не пытайтесь чистить старый фильтр. Его нельзя продуть или промыть. Это не воздушный фильтр. Только замена. 

И всегда соблюдайте технологию замены. Казалось бы, мелочи вроде смазки уплотнителя, но они действительно важны.