Обкатка двигателя: что это, когда нужна, типы обкатки. Что будет, если неправильно обкатать двигатель
Обкатка двигателя — важный этап, который нужно пройти после покупки нового авто. Если мотор не обкатать или сделать это неправильно — могут появиться проблемы с его эксплуатацией. О том, зачем нужна обкатка, сколько времени она длится и как ее выполнить — в статье.
Обкатка мотора: что это такое
Если присмотреться к компонентам нового двигателя, то на них заметны небольшие дефекты, зазубрины. В процессе обкатки такие неровности исчезают. Важно, чтобы сточились зазубрины на поршневых кольцах, которые находятся в прямом контакте со стенками цилиндра. При обкатке происходит притирка деталей, что необходимо для нормальной работы ДВС.
Чтобы компоненты двигателя притёрлись правильно, на заводе используют разные технологии. Одна из них — особая форма деталей. Так, контактную часть поршневого кольца изготавливают с небольшим углом. В процессе работы двигателя стирается эта неровность, а кольцо принимает форму внутренней части цилиндра и максимально плотно прилегает к его стенкам.
Иногда то место, которым кольцо соприкасается с поршнем, покрывают тонким слоем мягкого металла. Когда двигатель заводят впервые, это напыление стирается за несколько минут, а детали формируют надёжный контакт. Но обкатка на этом ещё не завершена.
В каких случаях нужна обкатка мотора
Процедуру проводят в двух случаях:
-
Если машина новая. Все новые двигатели обязательно тестируют на обкаточном стенде. И некоторые покупатели думают, что эта процедура — та самая обкатка, потому после покупки машину можно сразу же эксплуатировать без ограничений. Но это не так. Об обкатке не пишут в руководствах по эксплуатации авто, но некоторые производители советуют первое время после покупки не ездить на повышенных оборотах. Такие действия увеличивают срок эксплуатации машины, повышают ресурс ДВС.
-
После капремонта мотора. В процессе процедуры двигатель обновляют — заменяют основные его детали. Как и в случае с новым мотором, здесь компоненты должны притереться.
Отсутствие обкатки чревато потерей компрессии, двигатель может потреблять много масла и горючего и преждевременно выйти из строя.
Типы обкатки
Есть два типа обкатки: холодная и горячая.
О каждом из вариантов расскажем подробнее.
Холодная обкатка
Эту процедуру двигатель проходит на заводе во время итогового тестирования. Для этого используют специальный обкаточный стенд. Перед обкаткой в ДВС заливают масло и охлаждающую жидкость. Мотор приводят в движение при помощи электродвигателя. Его подсоединяют к коленвалу.
Холодную обкатку начинают с низких оборотов, которые со временем повышают. Процесс контролирует специальная программа. Датчики позволяют отслеживать состояние ДВС.
В ходе такой обкатки специалисты выявляют заводской брак. Также этот этап позволяет отрегулировать положение компонентов двигателя и окончательно подготовить его к установке в автомобиль.
Холодная обкатка способствует притирке деталей. Но её недостаточно, чтобы завершить этот процесс.
Горячая обкатка
Предполагает несколько циклов с запуском и охлаждением двигателя. Есть специальные стенды для горячей обкатки. Они подают топливо в ДВС и удаляют из системы отработанные газы. Такое оборудование используют на заводах, которые производят спортивные автомобили.
Горячую обкатку обычных городских авто проводят их владельцы. Процедуру выполняют на холостом ходу — без нагрузки мотора. Такая горячая обкатка желательна после капремонта двигателя. После неё можно обкатывать мотор под нагрузкой — выехать на дорогу.
Когда человек покупает новую машину, то чаще всего он обкатывает двигатель не на специальном стенде, а в ходе поездок. При этом важно не давать на мотор слишком большие нагрузки.
Оптимальный диапазон для обкатки для большинства легковых машин — 2000–4000 оборотов в минуту. На скорость автомобиля ориентироваться не следует. В зависимости от передачи, она может отличаться. Главное — обороты.
Нежелательно в период обкатки возить прицеп, буксировать другие транспортные средства. Специалисты рекомендуют избегать резких разгонов и торможений, переключать передачи плавно.
Как обкатать мотор после капремонта
Есть несколько рекомендаций, которые продлят срок службы двигателя:
-
Бортовая сеть со стабильным напряжением. Для этого нужно полностью зарядить аккумулятор и убедиться в том, что стартер работает без сбоев. Поскольку новые детали ещё не притёрлись друг к другу, поначалу вращение коленвала будет затруднено. Поэтому стабильность напряжение — важный момент.
-
Качественная смазка. Некоторые автомобилисты считают, что во время обкатки лучше использовать дешевое масло, которое сливают после того, как детали притрутся друг к другу. Мотор на этом этапе перегружен и чтобы «облегчить» ему работу, лучше заливать качественную смазку. Например, специальное масло для обкатки двигателя.
-
Контроль давления смазочного материала. Запустите мотор и смотрите на приборную панель. На ней загорится лампа контроля давления масла. В норме она погаснет спустя несколько секунд. Если же лампочка продолжает гореть — глушите мотор. Это свидетельствует о потере компрессии. Не стоит «прокачивать» двигатель — нажимать на педаль газа. Это может обернуться серьёзной поломкой.
-
Прогрев двигателя. Если лампочка погасла — значит давление в норме. Далее на холостом ходу следует прогреть мотор — довести его до рабочей температуры.
-
Охлаждение мотора. Важно не допустить, чтобы новые детали перегрелись от трения. Это может привести к их деформации. Поэтому после прогрева мотора его глушат и ждут, пока он не остынет до половины рабочей температуры.
-
Повторение. В норме достаточно прогреть и охладить мотор 2–3 раза.
Завершив обкатку на холостых оборотах, следует постепенно увеличивать нагрузку на двигатель. Для этого нажмите на педаль газа и доведите обороты коленвала до отметки 1500. В таком режиме двигатель должен проработать пару минут. После этого доведите обороты до 2000 и не снижайте их порядка пяти минут.
При обкатке нужно следить за поведением мотора. Скрипы, скрежет, дымление — всё это свидетельствует о проблемах. Допустимо лишь небольшое количество дыма. Это возможно, если смазка попала на нагретую поверхность мотора.
Обкатка на дороге
Есть несколько советов, которые подойдут для обкатки как нового авто, так и машины после капремонта двигателя. При выезде на дорогу не следует:
-
Перегружать двигатель. Нагрузка в первые 500 км должна быть щадящей. В это время мотору вредят холодные запуски, затяжные подъёмы. Не стоит загружать багажник. Идеальный вариант для салона: водитель и пассажир.
-
Ездить на высокой скорости. Пока длится обкатка — держите двигатель на средних оборотах. Поскольку в пробках этого добиться проблематично, то обкатывать мотор лучше на загородных трассах. Не стоит при этом постоянно ехать на одной скорости — меняйте нагрузку (повышайте и снижайте обороты).
Чтобы спокойно ездить во время обкатки по трассам, можно приклеить на заднее стекло специальный знак — треугольник с цифрой «80».
Рекомендуемая продолжительность обкатки
Для притирки всех деталей современному мотору достаточно 1–2 тысяч километров пробега. Некоторые автомобилисты ездят в щадящем режиме 5–10 тысяч километров. Вреда для мотора при таком подходе не будет, но и пользы — тоже.
Что будет при неправильной обкатке
Если двигатель не обкатывать или же провести процедуру неправильно, возможны такие негативные последствия:
-
Деформация стенок цилиндра. Хуже всего, если они треснут — тогда в двигатель может попасть антифриз. Подобное происходит, если дать чрезмерную нагрузку на недавно отремонтированный мотор.
-
Неплотный контакт поршневых колец со стенками цилиндра. Результат: падение мощности двигателя, повышенный расход масла и горючего.
-
Повреждения стенок цилиндра. Если вместо обкатки дать сильную нагрузку на мотор, на стенках цилиндра могут остаться следы от острых углов поршневых колец. Результатом станет ухудшение работы двигателя.
-
Заклинивание мотора. В этом случае потребуется его повторный ремонт с заменой запчастей.
Двигатель нового автомобиля не должен дымить и издавать посторонние звуки. Если это произошло — следует заглушить мотор и провести диагностику. Если двигатель прошёл капитальный ремонт, то небольшое задымление — это не страшно.