Бесплатный шиномонтаж

Почему темнеет масло в двигателе

Чёрное масло в двигателе наблюдали многие автомобилисты. И игнорировать это явление нельзя, ведь потемнение часто свидетельствует о проблемах в работе ДВС. О каких именно — в статье.

Должно ли масло чернеть

Иногда почернение масла происходит по естественным причинам. То есть, ДВС работает исправно, но смазка всё равно меняет свой цвет. Речь идёт о следующих факторах:

  • кислород и повышенные температуры вызывают окисление;

  • когда топливо сгорает, в масло проникают некоторые продукты обработки (например, карбон или сажа);

  • в масле скопилось слишком много механических примесей (например, грязь, мелкие частицы, которые появились в результате износа компонентов двигателя);

  • потемнение в результате взаимодействия с диоксидом серы и прочими отработанными газами.

Если потемнение масла произошло по одной из вышеперечисленных причин, то поводов для паники нет. Но чаще всего изменение цвета свидетельствует о серьёзных проблемах, поэтому автомобилисту важно своевременно провести профилактику и устранить негативный фактор.

Причины слишком быстрого потемнения

Иногда смазка в двигателе темнеет раньше времени (до 2 тысяч км пробега). Некоторые автомобилисты решают эту проблему более частой заменой масла. Но такой подход не устраняет первопричину быстрого потемнения смазочного материала. Поэтому нужно проверить узлы двигателя и найти неисправность. Помимо просто некачественного или поддельного масла, причин преждевременного потемнения может быть несколько.

Для мотора использовали агрессивные очистители

Некоторые очистители растворяют примеси в двигателе благодаря особому составу. Они эффективно удаляют сажу и карбон. После промывки мотора остаются отложения. Они и вызывают помутнение и потемнение смазочного материала.

Если после промывки масло потемнело, то это связано с попаданием отложений в смазочный материал. Ездить на таком масле нежелательно.

В смазку попали продукты сгорания

Иногда масло загрязняют отработанные частицы. Чаще всего это происходит по таким причинам:

  1. Бензин низкого качества. Дешёвое горючее содержит большое количество примесей, которые попадают в смазку.

  2. Топливо не полностью сгорает в процессе работы ДВС. При этом количество отработанных частиц повышается. 

  3. Некорректная работа системы смазки. Если масляный насос неисправен или в системе есть протечки, то отработанные частицы могут загрязнять масло.

  4. Кольца и поршни изношены. В результате сажа и прочие примеси попадают в картер, где контактируют со смазочным материалом.

Когда поршневая изношена, то со временем проблема будет усугубляться. То же самое касается и неисправностей в системе смазки.

В картере скопились газы

Картер — место, где могут скапливаться пары, которые появляются в результате сгорания топлива. Когда масло взаимодействует с ними, оно постепенно чернеет. Проблема появляется по следующим причинам:

  1. Повышенное давление в картере.

  2. Не работает (или функционирует некорректно) вентиляционная система картера.

  3. Низкая температура работы мотора приводит к скоплению газов в картере.

Большинство проблем в вентиляционной системе связано с клапаном, который не работает из-за большого количества отложений.

Износ поршней

Есть несколько факторов, из-за которых это происходит:

  1. Потеря компрессии. В результате увеличивается количество продуктов отработки, которые загрязняют смазку.

  2. Повышенное трение поршня о внутреннюю поверхность цилиндра. В результате температура смазки возрастает, и она окисляется.

В зависимости от степени износа поршень ремонтируют или меняют на новый.

Перегрев двигателя

Если температура ДВС повышается, это может стать причиной почернения масла. На цвет смазки влияют три фактора:

  1. Происходит образование нагара в результате термического разложения.

  2. Повышенные температуры приводят к окислению и изменению свойств ГСМ.

  3. Разрушается молекулярная структура смазки, образуются примеси.

Двигатель внутреннего сгорания может перегреваться по ряду причин. Наиболее распространённые:

  1. Неисправность компонентов системы смазки. Например, вышел из строя масляный насос.

  2. Система охлаждения работает некорректно. Например, повреждения вентилятора, термостата, недостаток антифриза.

Также перегрев может возникать из-за малого количества смазки в системе ДВС.

Использовали низкокачественное топливо

Дешёвый бензин — распространённая причина потемнения смазочного материала. Низкокачественное горючее часто содержит примеси, которые загрязняют масло. Попадают они в смазку по таким причинам:

  1. Нестабильность химических компонентов.

  2. Низкий октановый рейтинг. 

  3. Высокое содержание сульфата в горючем.

Потемнение масла — это лишь одно из последствий использования некачественного горючего. Дешёвый бензин может оказывать негативное влияние на все компоненты ДВС.

Причины почернения смазки в дизельных моторах

В сравнении с бензиновыми моторами, в дизельных ДВС масло может чернеть быстрее. Это происходит по таким причинам:

  1. Больше продуктов сгорания. Соответственно, количество примесей возрастает.

  2. Работа дизельного ДВС происходит при более высоких температурах. Соответственно, здесь интенсивнее образуются продукты отработки.

  3. Двигатель оснащён системой рециркуляции отработанных газов. Её задача — возврат во впускной коллектор части выхлопа. Поэтому количество вызывающих почернение частиц увеличивается.

  4. Большое количество твёрдых отложений. Доля ароматических углеводородов в дизеле больше, чем в бензине. Из-за них появляется сажа, которая вызывает почернение масла.

Это не все причины, по которым смазка может чернеть в дизельном двигателе. Иногда это происходит при появлении дефектов в работе мотора, неисправностей системы впрыска, загрязнении фильтров. Поэтому важно провести тщательную диагностику ДВС.

Как понять, почему темнеет масло

Чтобы выполнить проверку, нужно сделать следующее:

  1. Визуально оценить масло. Изменение цвета, наличие примесей — всё это признаки возможной проблемы.

  2. Проверить вентиляционную систему картера. Цель — убедиться в том, что она работает корректно, не приводит к чрезмерному скоплению газов.

  3. Проверить двигатель, систему впрыска топлива и прочие узлы на работоспособность.

Также стоит проверить качество горючего. Игнорировать потемнение масла не следует.

Оптимальный срок замены смазки

Специалисты рекомендуют менять масло в бензиновом двигателе раз в полгода-год или каждые 7,5–10 тысяч километров пробега. Чаще меняют масло в дизельных ДВС. В некоторых таких моторах замену осуществляют каждые 5 тысяч километров пробега.

Менять смазочные материалы следует в соответствии с рекомендациями производителя.

Последствия использования чёрного масла

Игнорирование проблемы может стать причиной следующих негативных последствий:

  1. Клапаны будут работать некорректно. Из-за большого содержания примесей в ГСМ они могут залипать, плохо функционировать.

  2. Появится повышенный износ компонентов двигателя ввиду ухудшения смазывающих свойств масла.

  3. Систему смазки загрязнит сажа и прочие отложения. В итоге возникнет непроходимость каналов, масляный фильтр и насос будут работать некорректно.

  4. В системе смазки и зажигания появятся отложения, пробки, засорится система впрыска.

Вышеперечисленные факторы могут привести к серьёзным проблемам в работе ДВС.

Меры профилактики

Чтобы предотвратить потемнение моторного масла:

  1. Используйте оригинальные смазочные материалы, которые соответствуют спецификациям автопроизводителя.

  2. Придерживайтесь интервалов замены масла, которые указал производитель.

  3. Периодически проверяйте уровень масла в двигателе и доливайте его по мере необходимости.

  4. Проверяйте систему смазки: состояние фильтра, масляного насоса, прокладок.

  5. Не допускайте экстремальных условий эксплуатации. Например, длительной работы мотора на холостых оборотах, высокоинтенсивных нагрузок, частых коротких поездок.

  6. Ухаживайте за системой вентиляции картера. Регулярная проверка и очистка вентиляционных каналов препятствует скоплению газов в картере и их негативному воздействию на смазку.

Также следует регулярно менять масляный фильтр.

Вышеописанные советы помогут вам своевременно выявить причину потемнения масла и предотвратить серьёзную поломку ДВС.