Почему темнеет масло в двигателе
Чёрное масло в двигателе наблюдали многие автомобилисты. И игнорировать это явление нельзя, ведь потемнение часто свидетельствует о проблемах в работе ДВС. О каких именно — в статье.
Должно ли масло чернеть
Иногда почернение масла происходит по естественным причинам. То есть, ДВС работает исправно, но смазка всё равно меняет свой цвет. Речь идёт о следующих факторах:
-
кислород и повышенные температуры вызывают окисление;
-
когда топливо сгорает, в масло проникают некоторые продукты обработки (например, карбон или сажа);
-
в масле скопилось слишком много механических примесей (например, грязь, мелкие частицы, которые появились в результате износа компонентов двигателя);
-
потемнение в результате взаимодействия с диоксидом серы и прочими отработанными газами.
Если потемнение масла произошло по одной из вышеперечисленных причин, то поводов для паники нет. Но чаще всего изменение цвета свидетельствует о серьёзных проблемах, поэтому автомобилисту важно своевременно провести профилактику и устранить негативный фактор.
Причины слишком быстрого потемнения
Иногда смазка в двигателе темнеет раньше времени (до 2 тысяч км пробега). Некоторые автомобилисты решают эту проблему более частой заменой масла. Но такой подход не устраняет первопричину быстрого потемнения смазочного материала. Поэтому нужно проверить узлы двигателя и найти неисправность. Помимо просто некачественного или поддельного масла, причин преждевременного потемнения может быть несколько.
Для мотора использовали агрессивные очистители
Некоторые очистители растворяют примеси в двигателе благодаря особому составу. Они эффективно удаляют сажу и карбон. После промывки мотора остаются отложения. Они и вызывают помутнение и потемнение смазочного материала.
Если после промывки масло потемнело, то это связано с попаданием отложений в смазочный материал. Ездить на таком масле нежелательно.
В смазку попали продукты сгорания
Иногда масло загрязняют отработанные частицы. Чаще всего это происходит по таким причинам:
-
Бензин низкого качества. Дешёвое горючее содержит большое количество примесей, которые попадают в смазку.
-
Топливо не полностью сгорает в процессе работы ДВС. При этом количество отработанных частиц повышается.
-
Некорректная работа системы смазки. Если масляный насос неисправен или в системе есть протечки, то отработанные частицы могут загрязнять масло.
-
Кольца и поршни изношены. В результате сажа и прочие примеси попадают в картер, где контактируют со смазочным материалом.
Когда поршневая изношена, то со временем проблема будет усугубляться. То же самое касается и неисправностей в системе смазки.
В картере скопились газы
Картер — место, где могут скапливаться пары, которые появляются в результате сгорания топлива. Когда масло взаимодействует с ними, оно постепенно чернеет. Проблема появляется по следующим причинам:
-
Повышенное давление в картере.
-
Не работает (или функционирует некорректно) вентиляционная система картера.
-
Низкая температура работы мотора приводит к скоплению газов в картере.
Большинство проблем в вентиляционной системе связано с клапаном, который не работает из-за большого количества отложений.
Износ поршней
Есть несколько факторов, из-за которых это происходит:
-
Потеря компрессии. В результате увеличивается количество продуктов отработки, которые загрязняют смазку.
-
Повышенное трение поршня о внутреннюю поверхность цилиндра. В результате температура смазки возрастает, и она окисляется.
В зависимости от степени износа поршень ремонтируют или меняют на новый.
Перегрев двигателя
Если температура ДВС повышается, это может стать причиной почернения масла. На цвет смазки влияют три фактора:
-
Происходит образование нагара в результате термического разложения.
-
Повышенные температуры приводят к окислению и изменению свойств ГСМ.
-
Разрушается молекулярная структура смазки, образуются примеси.
Двигатель внутреннего сгорания может перегреваться по ряду причин. Наиболее распространённые:
-
Неисправность компонентов системы смазки. Например, вышел из строя масляный насос.
-
Система охлаждения работает некорректно. Например, повреждения вентилятора, термостата, недостаток антифриза.
Также перегрев может возникать из-за малого количества смазки в системе ДВС.
Использовали низкокачественное топливо
Дешёвый бензин — распространённая причина потемнения смазочного материала. Низкокачественное горючее часто содержит примеси, которые загрязняют масло. Попадают они в смазку по таким причинам:
-
Нестабильность химических компонентов.
-
Низкий октановый рейтинг.
-
Высокое содержание сульфата в горючем.
Потемнение масла — это лишь одно из последствий использования некачественного горючего. Дешёвый бензин может оказывать негативное влияние на все компоненты ДВС.
Причины почернения смазки в дизельных моторах
В сравнении с бензиновыми моторами, в дизельных ДВС масло может чернеть быстрее. Это происходит по таким причинам:
-
Больше продуктов сгорания. Соответственно, количество примесей возрастает.
-
Работа дизельного ДВС происходит при более высоких температурах. Соответственно, здесь интенсивнее образуются продукты отработки.
-
Двигатель оснащён системой рециркуляции отработанных газов. Её задача — возврат во впускной коллектор части выхлопа. Поэтому количество вызывающих почернение частиц увеличивается.
-
Большое количество твёрдых отложений. Доля ароматических углеводородов в дизеле больше, чем в бензине. Из-за них появляется сажа, которая вызывает почернение масла.
Это не все причины, по которым смазка может чернеть в дизельном двигателе. Иногда это происходит при появлении дефектов в работе мотора, неисправностей системы впрыска, загрязнении фильтров. Поэтому важно провести тщательную диагностику ДВС.
Как понять, почему темнеет масло
Чтобы выполнить проверку, нужно сделать следующее:
-
Визуально оценить масло. Изменение цвета, наличие примесей — всё это признаки возможной проблемы.
-
Проверить вентиляционную систему картера. Цель — убедиться в том, что она работает корректно, не приводит к чрезмерному скоплению газов.
-
Проверить двигатель, систему впрыска топлива и прочие узлы на работоспособность.
Также стоит проверить качество горючего. Игнорировать потемнение масла не следует.
Оптимальный срок замены смазки
Специалисты рекомендуют менять масло в бензиновом двигателе раз в полгода-год или каждые 7,5–10 тысяч километров пробега. Чаще меняют масло в дизельных ДВС. В некоторых таких моторах замену осуществляют каждые 5 тысяч километров пробега.
Менять смазочные материалы следует в соответствии с рекомендациями производителя.
Последствия использования чёрного масла
Игнорирование проблемы может стать причиной следующих негативных последствий:
-
Клапаны будут работать некорректно. Из-за большого содержания примесей в ГСМ они могут залипать, плохо функционировать.
-
Появится повышенный износ компонентов двигателя ввиду ухудшения смазывающих свойств масла.
-
Систему смазки загрязнит сажа и прочие отложения. В итоге возникнет непроходимость каналов, масляный фильтр и насос будут работать некорректно.
-
В системе смазки и зажигания появятся отложения, пробки, засорится система впрыска.
Вышеперечисленные факторы могут привести к серьёзным проблемам в работе ДВС.
Меры профилактики
Чтобы предотвратить потемнение моторного масла:
-
Используйте оригинальные смазочные материалы, которые соответствуют спецификациям автопроизводителя.
-
Придерживайтесь интервалов замены масла, которые указал производитель.
-
Периодически проверяйте уровень масла в двигателе и доливайте его по мере необходимости.
-
Проверяйте систему смазки: состояние фильтра, масляного насоса, прокладок.
-
Не допускайте экстремальных условий эксплуатации. Например, длительной работы мотора на холостых оборотах, высокоинтенсивных нагрузок, частых коротких поездок.
-
Ухаживайте за системой вентиляции картера. Регулярная проверка и очистка вентиляционных каналов препятствует скоплению газов в картере и их негативному воздействию на смазку.
Также следует регулярно менять масляный фильтр.
Вышеописанные советы помогут вам своевременно выявить причину потемнения масла и предотвратить серьёзную поломку ДВС.