Токсичность автомобильных выбросов и как её снизить
По данным Росстата, только в России в 2023 году выпустили 537,1 тыс. легковых автомобилей. Что же касается грузового транспорта, то прирост в сравнении с 2022 годом составил 19,3%. Проблему нанесения вреда биосфере автомобилями экологи обсуждают уже давно. Основной продукт работы ДВС — выхлопные газы, в состав которых входят тяжёлые металлы и нерастворимая сажа.
Но самым вредный выброс — CO₂. Он приводит к изменению климата и является одной из причин глобального потепления.
Разберёмся, как авто влияют на окружающую среду и что делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Автомобильные выбросы и токсичность
Автомобильные выбросы составляют большую часть вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду в крупных городах. Если опираться на данные исследования, то при пробеге в 15 тыс. км в течение одного года среднее авто сжигает 26–30 т воздуха и 2 т топлива. В среднем машина сжигает 5,5 т кислорода, что превышает потребности человека в 50 раз. В ходе этого в атмосферу попадает (кг в год):
-
несгоревшие углеводороды — 230;
-
угарный газ — 700;
-
твёрдые вещества — 2-5;
-
диоксид азота — 40.
Вдобавок при сгорании бензина с выхлопными газами выделяются и различные соединения свинца.
Все перечисленные вещества в той или иной степени оказывают влияние не только на экологию, но и на здоровье человека. Из-за загазованности больших городов многие люди сталкиваются с головной болью, слабостью, с проблемами в работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, с нарушением работы печени и даже более высоким риском развития деменции.
По данным испанских учёных, в Западной Европе из-за заболеваний, которые спровоцированы выхлопными газами, ежегодно умирает 225 тыс. человек. Удивительно, но несмотря на то, что в Соединённых Штатах, Японии и Европе автомобилей больше, чем в России в 2–3 раза, экология там намного лучше. Возможно, причина этого кроется в эксплуатации устаревших моделей авто и некачественного топлива.
Какие марки больше всего выбрасывают CO₂
Бесспорно, старый грузовой автомобиль выбрасывает больше вредных веществ, чем малолитражка. Но какие же бренды сильнее всего влияют на атмосферу? В соответствии с исследованием, проведённым Greenpeace, в пятерку ведущих загрязнителей окружающей среды вошли следующие концерны:
-
Hyundai Motor Group — 401 мегатонна в год;
-
General Motors — 530 мегатонн в год;
-
Toyota Motor Corporation — 562 мегатонны в год;
-
Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi — 577 мегатонн в год;
-
Volkswagen — 582 мегатонны в год;
По мнению Гринпис, в Бельгии углеродный след от реализованных в 2018 году автомобилей и загрязнения от их производства составляет 24% от выбросов страны за год.
Причём выпуск электромобилей и гибридов пока не решает проблему — лидерами продаж всё равно остаются машины, работающие на дизельном и бензиновом топливе.
Как снизить объём выбросов
Для уменьшения влияния автомобильных выбросов на экологию, власти и общественные организации проводят ряд мероприятий:
-
совершенствование управляющих систем природоохранной деятельности на транспорте;
-
отказ от выпуска этилированного топлива и переход к высокооктановому бензину;
-
разработка ресурсосберегающих технологий для защиты окружающей среды от загрязнений;
-
внедрение прогрессивных систем управления природоохранным сектором;
-
использование новых технологий и алгоритмов для отслеживания атмосферных изменений на дорогах и прилегающих территориях;
-
формирование ограничительных механизмов для защиты человека от источников загрязнения;
-
работы по улучшению экологического состояния больших городов и их озеленению;
-
популяризация общественного транспорта, здорового образа жизни (велоспорта и пеших прогулок);
-
создание рациональных схем движения транспорта и перевозок;
-
контроль за техническим состоянием ТС;
-
улучшение конструкций ТС и разработка новых типов силовых установок с пониженным уровнем выбросов.
Отметим, что «зелёная политика» сегодня свойственна многим странам. Так, большая часть государств в XX столетии серьёзно ужесточили экологические нормы, но раньше всех это сделала Япония. Страна взяла курс на улучшение экологии ещё в 1988 г. Тогда в стране впервые установили требования к автомобилям, которые работают на дизельном топливе.