Бесплатный шиномонтаж

Токсичность автомобильных выбросов и как её снизить

По  данным Росстата, только в России в 2023 году выпустили 537,1 тыс. легковых автомобилей. Что же касается грузового транспорта, то прирост в сравнении с 2022 годом составил 19,3%. Проблему нанесения вреда биосфере автомобилями экологи обсуждают уже давно. Основной продукт работы ДВС — выхлопные газы, в состав которых входят тяжёлые металлы и нерастворимая сажа.

Но самым вредный выброс — CO₂. Он приводит к изменению климата и является одной из причин глобального потепления. 

Разберёмся, как авто влияют на окружающую среду и что делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Автомобильные выбросы и токсичность

Автомобильные выбросы составляют большую часть вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду в крупных городах. Если опираться на данные исследования, то при пробеге в 15 тыс. км в течение одного года среднее авто сжигает 26–30 т воздуха и 2 т топлива. В среднем машина сжигает 5,5 т кислорода, что превышает потребности человека в 50 раз. В ходе этого в атмосферу попадает (кг в год):

  • несгоревшие углеводороды — 230;

  • угарный газ — 700;

  • твёрдые вещества — 2-5;

  • диоксид азота — 40.

Вдобавок при сгорании бензина с выхлопными газами выделяются и различные соединения свинца.

Все перечисленные вещества в той или иной степени оказывают влияние не только на экологию, но и на здоровье человека. Из-за загазованности больших городов многие люди сталкиваются с головной болью, слабостью, с проблемами в работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, с нарушением работы печени и даже более высоким риском развития деменции.

По данным испанских учёных, в Западной Европе из-за заболеваний, которые спровоцированы выхлопными газами, ежегодно умирает 225 тыс. человек. Удивительно, но несмотря на то, что в Соединённых Штатах, Японии и Европе автомобилей больше, чем в России в 2–3 раза, экология там намного лучше. Возможно, причина этого кроется в эксплуатации устаревших моделей авто и некачественного топлива.

Какие марки больше всего выбрасывают CO₂

Бесспорно, старый грузовой автомобиль выбрасывает больше вредных веществ, чем малолитражка. Но какие же бренды сильнее всего влияют на атмосферу? В соответствии с исследованием, проведённым Greenpeace, в пятерку ведущих загрязнителей окружающей среды вошли следующие концерны:

  • Hyundai Motor Group — 401 мегатонна в год;

  • General Motors — 530 мегатонн в год;

  • Toyota Motor Corporation — 562 мегатонны в год;

  • Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi — 577 мегатонн в год;

  • Volkswagen — 582 мегатонны в год;

По мнению Гринпис, в Бельгии углеродный след от реализованных в 2018 году автомобилей и загрязнения от их производства составляет 24% от выбросов страны за год. 

Причём выпуск электромобилей и гибридов пока не решает проблему — лидерами продаж всё равно остаются машины, работающие на дизельном и бензиновом топливе.

Как снизить объём выбросов

Для уменьшения влияния автомобильных выбросов на экологию, власти и общественные организации проводят ряд мероприятий:

  • совершенствование управляющих систем природоохранной деятельности на транспорте;

  • отказ от выпуска этилированного топлива и переход к высокооктановому бензину;

  • разработка ресурсосберегающих технологий для защиты окружающей среды от загрязнений;

  • внедрение прогрессивных систем управления природоохранным сектором;

  • использование новых технологий и алгоритмов для отслеживания атмосферных изменений на дорогах и прилегающих территориях;

  • формирование ограничительных механизмов для защиты человека от источников загрязнения;

  • работы по улучшению экологического состояния больших городов и их озеленению;

  • популяризация общественного транспорта, здорового образа жизни (велоспорта и пеших прогулок);

  • создание рациональных схем движения транспорта и перевозок;

  • контроль за техническим состоянием ТС;

  • улучшение конструкций ТС и разработка новых типов силовых установок с пониженным уровнем выбросов.

Отметим, что «зелёная политика»  сегодня свойственна многим странам. Так, большая часть государств в XX столетии серьёзно ужесточили экологические нормы, но раньше всех это сделала Япония. Страна взяла курс на улучшение экологии ещё в 1988 г. Тогда в стране впервые установили требования к автомобилям, которые работают на дизельном топливе.