Бесплатный шиномонтаж

Тонировка стёкол автомобиля — актуальный ГОСТ и как избежать штрафа от ГИБДД

Тонировка стёкол автомобиля — актуальный ГОСТ и как избежать штрафа от ГИБДД

Тонировка стёкол автомобиля добавляет приватности водителю, защищает его от прямых солнечных лучей и ранений осколками при ДТП, выгорания обивки в салоне, а также просто делает машину более стильной. Самые отъявленные любители тонировки применяют тёмную, почти чёрную плёнку. 

Но спешим сразу огорчить владельцев тюнингованных машин: в 2022 году в России вышел новый закон с ГОСТами по тонировке стёкол разных автотранспортных средств — грузовиков, легковых машин и автобусов. Он действует на всей территории РФ и сумма штрафа не зависит от региона, будь то Москва, Воронеж или Уфа.

Как работает закон, и что поменяется для водителей автомобилей? Читайте в нашем материале.

Нормы тонировки

Допустимая тонировка стёкол не прихоть чиновников, а забота о безопасности на дороге. Доказано, что чем больше затонировано окно, тем выше шансов, что водитель уснёт за рулём, не увидит обгоняющую его машину или попросту снизится его ориентация на дороге в тёмное время суток. Поэтому депутаты внесли изменения в ПДД, в статью «Основные положения по допуску транспортных средств для эксплуатации», а Министерство транспорта немного откорректировало ГОСТ 33997 от 2016 года. Теперь для каждого вида стёкол есть свои требования по затемнению.

Светопропускная способность лобового стекла и передних боковых должна быть не менее 70%. Раньше этот показатель для ветрового окна составлял 75%, для боковых передних — 70%.

Задних и боковых задних стёкол пока не коснулись новые правила тонировки. Их можно оклеивать даже 100% затемнённым материалом.

Штрафы за тонировку и проверка пропускной способности

Как можно получить штраф за несоответствующую тонировку? Штраф может выписать сотрудник ДПС при остановке автомобиля. Для начала он должен измерить степень тонирования, составить протокол. На первый раз штраф составит 500 рублей, согласно КоАП статье 12.5. Если оплатить его в течение 20 дней, то скидка будет 50%.

Но можно получить только предупреждение. Условие этого — нужно при инспекторе снять плёнку. Если это сделать не удалось, то полицейский выписывает штраф и даёт 10 дней на устранение нарушения.

Если не устранить нарушение, то при повторной остановке сумма штрафа возрастёт до 2–4 тыс. рублей. Могут ещё и 15 суток дать за невыполнение приказа сотрудника полиции, согласно статье 19.3 КоАП РФ, часть 1. 

Отметим, что только суд решает вопрос об аресте или повторном штрафе. Поэтому, если попались впервые, лишь оштрафуют, если останавливают регулярно, присутствуют и другие нарушения — могут арестовать.

Проверяют светопропускную способность тауметром. Отметим, что раньше в ГОСТе были требования к испытаниям тонировочной плёнки, а именно к температуре воздуха, относительной влажности и давлению. Например, влажность составляла 40–60%, давление — 86–106 кПа. Сейчас таких требований нет. 

Единственное требование к прибору — он должен быть сертифицирован, разрешён Росстандартом.

Штраф можно обжаловать, если водитель не согласен с показаниями тауметра. Сделать это можно на месте, пригласив двух свидетелей и повторив замеры.

Также водитель может потребовать показать сертификат на прибор, осмотреть технику на наличие пломб, датчиков. Но вряд ли сотрудник ГИБДД будет использовать несертифицированное устройство.

Конечно, водители могут оспорить неправильность методики измерения прибором. Но загвоздка кроется в ГОСТ 32565-2013 — там описана безопасность стекла наземного транспорта, а вот требований к условиям измерения там нет.

Тонировочная плёнка и её способы нанесения

Тонировку могут наносить на заводе при изготовлении, а можно самому купить и наклеить или обратиться в детейлинг-центр для тюнинга автомобиля. В любом случае на выбор владельца предложат одну из разновидностей плёнок, которая отличается не только производителем, качеством, светопропускной способностью, но и методом производства.

Наиболее популярные способы самостоятельного затемнения — напыление на стёкла тонкого слоя металла или полимера. Из-за того, что делают напыление не вакуумным способом, как на заводе, могут появляться затирки, со временем царапины, сколы. Убрать их не получится, придётся менять полностью окно. 

Второй способ — поклейка тонировочной плёнки. Это дешёвый и быстрый способ затемнения. При необходимости её также легко снять, не повредив стеклянную поверхность лобового или заднего окна. 

Сейчас рассмотрим наиболее популярные из цветных плёнок.

Атермальная тонировка

Один из видов плёнки — атермальная. Она долговечная, соответствует ГОСТу по светопропускной способности, не влияет на работу мобильного и получение сигналов из-за отсутствия в ней металлов.

Кроме этого, у неё отсутствует бликовый эффект. А благодаря нанесению атермальной тонировки, в жаркие дни она эффективно защищает от солнечных лучей и можно будет не так часто пользоваться кондиционером.

Зеркальная

Помним, что зеркальная тонировка в России запрещена по закону. Из-за повышенного бликового эффекта он просто ослепляет других водителей, а в тёмное время суток отражает свет фар. Поэтому ДТП часто неизбежны.

Антибликовая

Основное преимущество антибликового покрытия — долговечность, допустимая светопропускная способность и хороший внешний вид. Цвет меняется в зависимости от угла обзора.

Хамелеон

Плёнка хороша тем, что отражает большую часть солнечных лучей, при этом остаётся прозрачной. Особенность хамелеона — цвет меняется в зависимости от угла наклона.

Синяя

Из-за высокой цены и низкой степени затемнения её используют нечасто. В составе материала частички графита, которые придают ей фиолетовый или синий оттенок.

Карбоновая

Делают на заводе методом вакуумного напыления графитового слоя. Преимущества карбоновой тонировки — хорошая проводимость мобильных сигналов, долговечность, высокая защита от солнечных лучей.

Спаттерная

Материал долговечен и хорошо выглядит на окне автомобиля. Но из-за высокой цены в машинах используется нечасто. В основе материала технология ионного обмена.

Как снять тонировочную плёнку

Если полотно наклеено, то его можно снять самостоятельно, потянув за края наверх. Низкокачественная или давно наклеенная плёнка может рваться кусками, оставаясь на стекле. В этом случае поможет мыльный раствор, мягкая губка и специальный нож, которым аккуратно соскабливают частицы материала.

Ещё один способ самостоятельного снятия плёнки — с помощью промышленного/бытового фена или парогенератора. Важно быстро проходиться по всему стеклу, не задерживаясь на каком-либо участке, чтобы его не перегреть. После прогрева нужно подобрать лезвие края и потянуть за них. Полотно должно без проблем отойти.

Если же тонировку делали напылением, то окна меняют полностью.

Подводя итоги

Суть проблемы с тонировкой заключается в том, что автопроизводители делают заводские стёкла уже с небольшим затемнением, согласно правилам той страны, где будет продаваться авто. К тому же все стёкла не пропускают 100% света, даже новые. А если оно поцарапанное, которому несколько лет, то пропускная способность — от 90% и ниже. Это значит, что тонировать можно только на 15%. 

Такое затемнение не спасёт от палящих лучей и посторонних взглядов, поэтому малоэффективно. Единственное разумное решение — наклеить на верхней части лобового стекла прозрачную цветную плёнку шириной не более 14 см. Она защитит глаза водителя от яркого света. А задние и боковые окна затонировать любой плёнкой, кроме зеркальной.

Помните, что тонированное ветровое стекло ещё не повод для остановки сотрудником ГИБДД, но это не значит, что так будет всегда. 

Надеемся, что наши советы помогут вам адаптировать ваше авто под новые нормы тонировки.