Бесплатный шиномонтаж

Какая бывает тонировка стёкол, разрешается ли она по закону, альтернативы

Тонировка стёкол автомобиля добавляет приватности водителю, защищает его от прямых солнечных лучей и ранений осколками при ДТП, выгорания обивки в салоне, а также просто делает машину более стильной. Самые заядлые любители тонировки применяют тёмную, почти чёрную плёнку.

Но спешим сразу огорчить владельцев тюнингованных автомобилей: в России есть ГОСТ по тонировке стёкол разных автотранспортных средств — грузовиков, легковых машин и автобусов. Он действует на всей территории РФ и сумма штрафа за нарушение не зависит от региона, будь то Москва, Воронеж или Уфа.

Как работает закон? Читайте дальше. 

Нормы тонировки

Допустимая тонировка стёкол — не прихоть чиновников, а забота о безопасности на дороге. Доказано, что чем больше затонировано окно, тем выше шансов, что водитель уснёт за рулём, не увидит обгоняющую его машину, или попросту снизится его ориентация на дороге в тёмное время суток. Поэтому Министерство транспорта немного откорректировало ГОСТ 33997 от 2016 года. Теперь для каждого вида стёкол есть свои требования по затемнению.

Светопропускная способность лобового стекла и передних боковых должна быть не менее 70%. Раньше этот показатель для ветрового окна составлял 75%, для боковых передних — 70%.

Задних и боковых задних стёкол пока не коснулись новые правила тонировки. Их можно оклеивать даже 100% затемнённым материалом.

Штрафы за тонировку и проверка пропускной способности

Как можно получить штраф за несоответствующую тонировку? Его может выписать сотрудник ДПС при остановке автомобиля. Для начала он должен измерить степень тонирования, составить протокол. На первый раз штраф составит 500 рублей, согласно КоАП, статье 12.5. Если оплатить его в течение 20 дней, то скидка будет 50%.

Но можно получить только предупреждение. Условие этого — нужно при инспекторе снять плёнку. Если это сделать не удалось, то полицейский выписывает штраф и даёт 10 дней на устранение нарушения.

Если не устранить нарушение, то при повторной остановке сумма штрафа возрастёт до 2–4 тыс. рублей. Могут ещё и 15 суток дать за невыполнение приказа сотрудника полиции, согласно статье 19.3 КоАП РФ, часть 1.

Отметим, что только суд решает вопрос об аресте или повторном штрафе. Поэтому, если попались впервые, лишь оштрафуют, если останавливают регулярно, присутствуют и другие нарушения — могут арестовать.

Проверяют светопропускную способность тауметром. Отметим, что раньше в ГОСТе были требования к испытаниям тонировочной плёнки, а именно к температуре воздуха, относительной влажности и давлению. Например, влажность составляла 40–60%, давление — 86–106 кПа. Сейчас таких требований нет.

Единственное требование к прибору — он должен быть сертифицирован, разрешён Росстандартом.

Штраф можно обжаловать, если водитель не согласен с показаниями тауметра. Сделать это можно на месте, пригласив двух свидетелей и повторив замеры.

Также водитель может потребовать показать сертификат на прибор, осмотреть технику на наличие пломб, датчиков. Но вряд ли сотрудник ГИБДД будет использовать несертифицированное устройство.

Конечно, водители могут оспорить неправильность методики измерения прибором. Но загвоздка кроется в ГОСТ 32565-2013 — там описана безопасность стекла наземного транспорта, а вот требований к условиям измерения там нет.

Тонировочная плёнка и способы её нанесения

Тонировку могут наносить на заводе при изготовлении, а можно самому купить и наклеить, или обратиться в детейлинг-центр для тюнинга автомобиля. В любом случае на выбор владельца в рамках услуги предложат одну из разновидностей плёнок, которая отличается не только производителем, качеством, светопропускной способностью, но и методом производства.

Наиболее популярные способы самостоятельного затемнения — напыление на стёкла тонкого слоя металла или полимера. Из-за того, что делают напыление не вакуумным методом, как на заводе, могут появляться затирки, со временем царапины, сколы. Убрать их не получится, придётся менять полностью окно.

Второй способ — поклейка тонировочной плёнки. Это дешёвый и быстрый метод затемнения. При необходимости её также легко снять, не повредив стеклянную поверхность лобового или заднего окна.

Рассмотрим наиболее популярные из цветных плёнок. 

Атермальная тонировка

Один из видов плёнки — атермальная. Она долговечная, качественная, соответствует ГОСТу по светопропускной способности, не влияет на работу мобильного и получение сигналов из-за отсутствия в ней металлов.

Кроме этого, у неё отсутствует бликовый эффект. А в жаркие дни она эффективно защищает от солнечных лучей и можно будет не так часто пользоваться кондиционером.

Зеркальная

Помните, что зеркальная тонировка в России запрещена по закону. Из-за повышенного бликового эффекта он просто ослепляет других водителей, а в тёмное время суток отражает свет фар. Поэтому ДТП часто неизбежны.

Антибликовая

Основное преимущество антибликового покрытия — долговечность, допустимая светопропускная способность и хороший внешний вид. Цвет меняется в зависимости от угла обзора.

Хамелеон

Плёнка хороша тем, что отражает большую часть солнечных лучей, при этом остаётся прозрачной. Особенность хамелеона — цвет меняется в зависимости от угла наклона. 

Синяя

Из-за высокой цены и низкой степени затемнения её используют нечасто. В составе материала частички графита, которые придают ей фиолетовый или синий оттенок.

Карбоновая

Делают на заводе методом вакуумного напыления графитового слоя. Преимущества карбоновой тонировки — хорошая проводимость мобильных сигналов, долговечность, высокая защита от солнечных лучей.

Спаттерная

Материал долговечен и хорошо выглядит на окне автомобиля. Но из-за высокой цены в машинах используют его нечасто. В основе материала технология ионного обмена.

Как снять тонировочную плёнку

Если полотно наклеено, то его можно снять самостоятельно, потянув за края наверх. Низкокачественная или давно наклеенная плёнка может рваться кусками, оставаться на стекле. В этом случае поможет мыльный раствор, мягкая губка и специальный нож, которым аккуратно соскабливают частицы материала.

Ещё один способ самостоятельного снятия плёнки — с помощью промышленного/бытового фена или парогенератора. Важно быстро проходиться по всему стеклу, не задерживаться на каком-либо участке, чтобы его не перегреть. После этого нужно поддеть лезвием края и потянуть за них. Полотно должно без проблем отойти.

Если же тонировку делали напылением, то окна меняют полностью. Здесь уже нужны услуги специалистов автосервиса. 

Экологические и энергетические аспекты тонировки автомобильных стёкол

Тонировка влияет на энергопотребление транспортного средства и экологические аспекты его эксплуатации. При грамотном подборе она станет полезным инструментом для снижения расхода топлива, уменьшения углеродного следа, минимизации воздействия на окружающую среду в процессе производства и утилизации материалов.

Влияние на энергопотребление

Один из доказанных эффектов качественной тонировки — снижение теплопередачи через стёкла автомобиля. В жаркое время года стандартные стёкла пропускают значительное количество солнечного тепла. Это приводит к интенсивной работе кондиционера для поддержания комфортной температуры в машине. Тонировочные материалы, у которых есть способность отражать инфракрасное излучение, сокращают прогрев салона. За счёт этого кондиционер работает в щадящем режиме.

Снижение нагрузки на систему охлаждения влияет на экономию топлива. Автомобильный кондиционер потребляет энергию. В случае машин с двигателем внутреннего сгорания её генерация происходит за счёт сжигания топлива. Чем меньше используют кондиционер, тем ниже расход горючего. Исследования показывают: в условиях жаркой погоды экономия достигает 3–5%. Это имеет значение для автомобилей, которые используют в интенсивных режимах городского движения, длительных поездках.

Экологические последствия производства и утилизации плёнки

Экологические преимущества тонировки зависят от её эксплуатационных характеристик, этапов производства и утилизации. Современные плёнки делают из сложных многослойных материалов, включающих полиэстер, металлизированные покрытия, клеевые слои. Их производство связано с использованием ресурсов и выбросами вредных веществ.

При утилизации тонировочных материалов возникают дополнительные экологические риски. Многослойная структура затрудняет переработку плёнок. Такие материалы зачастую выбрасывают на свалки. Для минимизации такого негативного влияния имеет смысл выбирать продукцию компаний, которые внедряют экологически чистые технологии производства и предлагают решения для переработки старых плёнок.

В будущем можно ожидать появления более экологичных тонировочных решений, например, плёнок из полностью биоразлагаемых материалов. Эти инновации станут шагом вперёд в снижении экологического воздействия тонировки и сохранят при этом её функциональные преимущества.

Альтернативы традиционной тонировке

На рынке сейчас есть множество альтернатив традиционной тонировке стёкол. Такие решения улучшают комфорт в салоне, защищают пассажиров от солнечных лучей, повышают энергоэффективность автомобиля без необходимости нанесения плёнки на стёкла.

Съёмные солнцезащитные экраны и шторки

Простое и доступное решение для защиты салона от перегрева и яркого солнечного света. Экраны, шторки делают из ткани, полиэстера, металлизированных материалов. Они эффективно блокируют ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Преимущества этого решения:

  • Лёгкость установки и демонтажа. Экраны и шторки крепят на стекле присосками или специальными зажимами. При необходимости их можно очень просто снять без обращения в специализированные компании, автосервисы.

  • Универсальность. Подходят для любых автомобилей, вне зависимости от модели, размера стёкол.

  • Соответствие законодательству. В отличие от традиционной тонировки, съёмные экраны и шторки не нарушают правил дорожного движения. Их можно убрать в любой момент.

Расскажем и о недостатках шторок, экранов. Они не всегда смотрятся так аккуратно, как профессионально выполненная тонировка. Некоторые модели снижают видимость через стекло. Материалы шторок подвержены износу, особенно при частом использовании, воздействии высоких температур.

Стёкла с регулируемой прозрачностью

Их часто называют «умными стёклами». Они представляют собой инновационную технологию, которая позволяет изменять уровень затемнения по желанию водителя. Эффект возможен за счёт электрохромных или жидкокристаллических материалов. Они меняют свои свойства под воздействием электрического тока.

Электрохромные стёкла регулируют прозрачность, изменяют интенсивность светопропускания при подаче напряжения. Они работают практически мгновенно, дают возможность адаптировать степень затемнения к текущим условиям освещения.

Жидкокристаллические стёкла действуют по схожему принципу. Но их регулировка осуществляется на молекулярном уровне. Такие стёкла ставят в премиальных моделях автомобилей, специализированном транспорте.

На сегодня стёкла с регулируемой прозрачностью — пока ещё дорогое решение. Но с развитием технологий производства их стоимость может снизиться. Среди преимуществ электрохромных стёкол выделим:

  • Энергоэффективность. Умные стёкла поддерживают комфортную температуру в салоне, снижают нагрузку на систему кондиционирования.

  • Простоту управления. Затемнение можно регулировать автоматически или вручную кнопками на панели управления.

Такие стёкла выглядят современно, придают автомобилю стильный внешний вид.

Заключение

Суть проблемы с тонировкой заключается в том, что автопроизводители делают заводские стёкла уже с небольшим затемнением, согласно правилам той страны, где будут продавать авто. К тому же все стёкла не пропускают 100% света, даже новые. А если оно поцарапанное, которому несколько лет, то пропускная способность — от 90% и ниже. Это значит, что тонировать можно только на 15%.

Такое затемнение не спасёт от палящих лучей и посторонних взглядов, поэтому малоэффективно. Единственное разумное решение — наклейка на верхней части лобового стекла качественной прозрачной цветной плёнки шириной не более 14 см. Она защитит глаза водителя от яркого света. А задние и боковые окна можно затонировать любой плёнкой, кроме зеркальной.

Помните, что тонированное ветровое стекло ещё не повод для остановки сотрудником ГИБДД, но это не значит, что так будет всегда.

Надеемся, что наши советы помогут вам адаптировать ваше авто под нормы тонировки.