Топ ошибок при самостоятельной замене шин

На парковке у супермаркета мужчина с домкратом, снятым колесом и выражением лёгкой паники на лице. Мимо проходят люди, кто-то кивает сочувственно. Знакомо?

Многие автовладельцы хотя бы раз решают: «А чего там сложного? Пять болтов — и готово». Но замена шин — операция, в которой важно учитывать вес, физику, технику безопасности, нюансы крепления. Даже у опытных автомобилистов случаются ошибки, которые могут привести к серьёзным последствиям — от порчи шин и дисков до опасных ситуаций на дороге.

image (109721).jpg

В этом материале расскажем о распространённых ошибках при самостоятельной замене шин — и о том, как их избежать. А заодно — когда лучше остановиться и передать дело специалистам.

Ошибка: ставить домкрат «куда попало» 

Одна из самых распространённых и самых опасных ошибок — это неправильная установка домкрата. Многие водители ставят домкрат на порог или под арку, не задумываясь о предназначенных для этого точках, и не фиксируют колёса от отката.

В результате можно повредить порог, диск, тормозные трубки или даже получить травму, если домкрат заскользит и машина сорвётся.

Как правильно:

  1. Найдите усиленную зону, предназначенную для подъёма. Эти участки отмечены в инструкции по эксплуатации и часто визуально выделены на порогах. 

  2. Используйте специальную подставку или подложите под домкрат твёрдую основу, особенно на грунте.

  3. Всегда ставьте противооткатные упоры, даже если авто на ручнике.

Если сомневаетесь, что надёжно установили домкрат, лучше не экспериментировать и вызвать специалистов. Повреждения днища, порога или кузова обходятся дороже шиномонтажа.

Ошибка: откручивать болты после подъёма 

Некоторые водители совершают логичное на первый взгляд действие: сначала поднимают машину домкратом, а уже потом начинают откручивать болты. Это ошибка, которая приводит к тому, что колесо начинает свободно вращаться, особенно если автомобиль с передним приводом, и вы меняете передние колёса. В результате:

  • открутить болты становится труднее — колесо вращается;

  • можно повредить резьбу при попытке зафиксировать колесо ногой;

  • повышается риск срыва инструмента или травмы.

Как правильно: прежде чем использовать домкрат, сначала ослабьте колёсные болты — буквально на пол-оборота. Делать это нужно, когда машина ещё стоит на земле, а колёса зафиксированы. Только после этого можно поднимать автомобиль и продолжать снятие колеса.

Ошибка: затягивать болты по кругу 

Интуитивно многие начинают затягивать болты по кругу: первый, затем следующий по часовой стрелке и так далее. Но это ошибка, которая приводит к тому, что диск прижимается неравномерно и нарушается посадка колеса на ступицу. В результате:

  • возникает биение руля при движении;

  • увеличивается износ шин;

  • портятся элементы подвески, ступичные подшипники.

Как правильно: затягивайте болты по диагонали, крестообразным способом. Например, если у вас 5 болтов, то последовательность может быть 1–3–5–2–4. Подтягивайте болты по чуть-чуть, а не один до упора, это обеспечивает равномерную посадку и надёжную фиксацию колеса. 

Ошибка: перетянуть или недотянуть болты

Многие думают: чем сильнее затянул — тем надёжнее. Но чрезмерное усилие при затягивании может привести к:

  • повреждению резьбы или ступицы;

  • поломке шпилек или болтов;

  • деформации тормозного диска.

С другой стороны, слабо затянутые болты — это прямая угроза безопасности: колесо может раскрутиться в движении.

Как правильно: используйте динамометрический ключ и затягивайте болты с усилием, указанным производителем. Такой ключ поможет добиться одинакового натяжения на всех креплениях. Если его нет, а поменять шину необходимо, старайтесь затягивать равномерно и снова проверьте болты через 50–100 км.

Если не собираетесь покупать такой ключ — лучше обратиться в автосервис.

Ошибка: не проверить давление и протектор

Иногда водители спешат поменять шину и забывают о важной проверке — давлении в шинах и состоянии протектора, а это влияет на управляемость, тормозной путь и расход топлива.

Может случиться, что запасная шина непригодна к использованию:

  • давление в ней не соответствует норме;

  • повреждены боковина или есть грыжа;

  • она изношена до критического уровня;

  • протектор неравномерно стёрт — это может указывать на проблемы с подвеской или балансировкой.

Как правильно: перед заменой обязательно измерьте давление и убедитесь, что оно соответствует нормам для вашей модели автомобиля (эти данные есть на крышке бензобака или в проёме водительской двери). Также осмотрите протектор: допустимая глубина — минимум 1,6 мм (но для зимних шин — не менее 4 мм). 

Если вы используете направленные шины, убедитесь, что направление протектора соответствует движению (есть стрелка на боковине).

Ошибка: не выставить знак и не обезопасить себя

Очень часто автовладельцы меняют колёса не в гараже и не на охраняемой стоянке, а прямо на обочине, особенно при экстренной замене проколотого колеса. В такой ситуации важно не только починить авто, но и обеспечить безопасность — свою и других участников движения.

К сожалению, многие забывают о базовых мерах предосторожности:

  • не выставляют аварийный знак;

  • не включают аварийную сигнализацию;

  • занимаются заменой слишком близко к проезжей части;

  • работают без перчаток и плотной обуви;

  • не используют светоотражающие жилеты в тёмное время суток;

  • оставляют машину без контроля с поднятым домкратом.

Это приводит к травмам и ожогам от нагретых элементов, создаёт опасную ситуацию, особенно на трассах или в условиях плохой видимости. 

Как нужно действовать:

  1. Включите аварийную сигнализацию.

  2. Установите знак аварийной остановки: на трассе — не менее 30 метров от автомобиля, в городе — не менее 15 метров.

  3. Работайте в перчатках и обуви с жёстким носком, в тёмное время суток наденьте светоотражающий жилет.

  4. Старайтесь находиться на безопасной стороне автомобиля, вдали от потока машин.

  5. Используйте упоры под колёса, особенно на наклонной дороге, чтобы исключить самопроизвольное движение машины.

Даже если вы уверены, что справитесь быстро, не пренебрегайте этими мерами. 

Стоит ли менять шины самому

Замена шин своими руками — занятие вполне посильное, но требующее внимательности, подготовки и наличия правильного инструмента. Если вы уверены в надёжности оборудования и своих силах, соблюдаете технику безопасности, знаете особенности своего автомобиля — самостоятельная замена может сэкономить время и деньги.

Чтобы не зависеть от технических служб, если случится ЧП, каждому водителю стоит иметь базовые навыки замены шин. Отрепетируйте процесс заранее, обязательно проверьте затяжку болтов и давление через несколько километров пробега.

Если речь идёт о сезонной переобувке или сложной ситуации, а у вас нет опыта, динамометрического ключа, хорошего домкрата и ровной площадки — риски могут перевесить выгоду. Лучше обратиться в сервис, где есть стенды, балансировка и контроль усилия затяжки.