Российские депутаты отложили реформу такси
В России откладывают вступление в силу закона, который должен был радикально изменить рынок такси. Первоначально планировалось, что с осени 2025 года в такси можно будет использовать только автомобили с высоким уровнем локализации — проще говоря, машины, собранные в России с российскими комплектующими. Теперь Госдума смягчила условия закона и перенесла начало его действия с октября 2025 года на 1 марта 2026 года.
Для ряда регионов установлены особые сроки. В Калининградской области и в субъектах Сибирского федерального округа новые правила начнут действовать только с марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — с марта 2030 года. Причина в том, что именно в этих регионах особенно много самозанятых водителей, использующих личные машины зарубежного производства — доля таких автомобилей достигает 90% и выше.
Закон был доработан после многочисленных обращений от бизнеса, регионов и Общественного совета по транспорту. Во время переходного периода разрешается использовать машины, производство которых начато по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключённым до 1 марта 2025 года. Такие машины могут не дотягивать до нужного уровня локализации, но всё же будут допущены к работе в такси — вплоть до 2033 года.
Несмотря на смягчение, в отрасли опасаются массового ухода водителей. Особенно уязвимы самозанятые, которые не могут оформить лизинг на российский автомобиль. При этом даже среди зарегистрированных таксистов в некоторых регионах российские машины составляют лишь 3% от автопарка.
Эксперты предупреждают: если не будет дополнительных мер поддержки, цены на такси вырастут, а часть перевозчиков уйдёт в тень. В крупных городах уже сейчас работают десятки тысяч неформальных групп, где заказы распределяются без лицензий, налогов и проверок. Новый закон, считают аналитики, может усилить этот тренд.