Бесплатная доставка!

Будущее автономных транспортных средств — как скоро ждать беспилотный транспорт на дорогах

Автономный транспорт — это автомобили, управляемые полностью или частично автопилотом, без вмешательства водителя из плоти и крови. По прогнозам экспертов, к 2035 году 25% автотрафика могут составить беспилотники. Те же эксперты подсчитали, что использование автономного транспорта позволит сократить автомобильные парки на 60%, количество выбрасываемого в атмосферу выхлопа — на 80% и количество аварий — на 90%. Так ли всё радужно с развитием автономного транспорта и каковы его перспективы в нашей стране — разберём в статье.

Источник изображения

Социализация автономного транспорта

Использование автопилотов нельзя назвать чем-то новым, их широко применяют в тех же самолётах на протяжении десятилетий. Авто с автопилотами уже тоже не новость, Google авто проехало более 3 млн км по дорогам Америки. Собственную систему автопилотов разрабатывают все крупные автоконцерны. Но разработать технологию нетрудно, трудно её социализировать, как говорил топ-менеджер Toyota Джон Хэнсон.

Вряд ли общество сможет отказаться от конкретно этой технологии. По данным ВОЗ, смертность в результате ДТП входит в десятку. Если внедрение автопилота сократит этот показатель хотя бы на 10%, это спасёт 130 000 жизней в год, а ещё миллион человек спасёт от травм вплоть до инвалидности. Но это только по расчётам на бумаге. На деле показатели могут ещё снизиться.

Относительно небольшой пробег тестового автомобиля Google — уже хорошие результаты. Относительно небольшой — в сравнении с ежегодными пробегами живых водителей, если беспилотный Google автомобиль прошёл 3 млн км, то все водители в США проезжают за год 3 трлн км. Но в целом даже этот опыт для беспилотника можно оценивать как позитивный, двигаясь даже по оживлённым городским улицам, машины попали только в 12 небольших ДТП, которые рядовые водители даже не берут обычно во внимание.

Ещё одно достоинство автономного транспорта — экономия. Водители и дальнобойщики — самые многочисленные профессии, и на зарплату для них крупная страна тратит в год от 1 млрд долларов. Экономия ожидается и на расходе топлива, робот аккуратен, не спит, не спешит и не пытается заработать через «левак». В городском движении более дисциплинированные роботы сократят количество пробок.

Но всем этим аргументам противостоит самый простой человеческий фактор — все те люди, которые останутся без работы из-за будущих массовых беспилотников. Водители всё равно проиграют эту войну, подобных примеров в истории много, когда прогресс вытеснял профессии, теряющие свою актуальность, и наступала другая эпоха. 

И тогда возникнет ещё одна моральная дилемма — разработка правил, по которым будут работать миллионы роботов за рулём автомобилей. Всплывёт множество прагматических вопросов и моральных дилемм, которые откладывались на потом. Все они будут пересмотрены и прописаны в электронном виде строчками кода или в бумажном виде буквой закона.

Этикет на дороге

Ремень безопасности — это приспособление, которое повышает шансы водителя уцелеть в аварии, но никак не влияет на безопасность других участников дорожного движения, тех же пешеходов, например. Пристёгнутый водитель управляет автомобилем более расслабленно, он чувствует себя в безопасности, хотя она и призрачна. В случае с автопилотом придётся просчитывать множество таких ситуаций. Например, спасти пристёгнутого водителя или пешехода, если будет стоять выбор перед машиной. И вряд ли преимущество будет у пассажира, только потому, что он купил эту машину. Решить проблемы с этими правилами и установками предстоит разработчикам, а это большая работа.

Ещё одна сложность — любой робот подключен к интернету, его можно взломать и управлять. Причём взломать могут не только сторонние хакеры, но и сам владелец авто, к примеру, чтобы увеличить разрешённую скорость или научить робота нарушать ПДД.

Какие автономные транспортные средства будущего уже стоят на разработке

Беспилотные автомобили уже испытывали на дорогах многих стран, в том числе в России, Беларуси и Казахстане. В России активно разрабатывает и тестирует беспилотный транспорт «Яндекс». 

Итак, автономный транспорт в нашей стране, каким он будет и какие концепты уже обсуждают или внедряют:

  1. Беспилотные грузовики и средства доставки товаров. Не просто грузовые машины, а беспилотные платформы для доставки грузов. В странах СНГ уже тестируют такие виды перевозки груза — с их помощью можно сделать перевозку груза более безопасной, быстрой и экологичной.

  2. Автономный общественный транспорт — автобусы и трамваи без водителей могут сделать общественный транспорт комфортным, дешёвым и безопасным. Тестирование такого транспорта тоже уже идёт в той же столице, судя по первым результатам, в ближайшие годы такой транспорт может стать вполне распространённой реальностью.

  3. Беспилотные летающие автомобили будущего. Уже сейчас начинают приобретать популярность в России. Быстрее и дешевле доставляют товары, особенно выгодна доставка с помощью дронов в удалённые районы. Дроны можно использовать и в медицинских целях, для доставки препаратов, донорских органов и даже для оказания первой помощи в экстренных случаях.

  4. Транспорт будущего — hyperloop. Сверхскоростной наземный транспорт, способный перемещаться со скоростью до 1000 км/ч. Уже идёт обсуждение возможности постройки таких магистралей. Это облегчило бы жизнь миллионам людей в отдалённых регионах страны.

Внедрение всех этих технологий положительно скажется на инфраструктуре городов и экологии. Например, беспилотники оборудуют электрическим двигателем, это позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу. Под автономный транспорт придётся переделывать инфраструктуру городов — начиная с создания специальных парковок, заканчивая перестройкой жилых и коммерческих зданий, что может стать толчком для развития страны.  

Что мешает развитию беспилотного рынка в России

Одна из проблем — нехватка полигонов для испытаний. Вторая проблема — юридически-философская, её мы уже касались выше: кто должен нести ответственность за действия беспилотника, по какому своду правил он должен работать.

В РФ пока нет законов, регулирующих поведение автомобилей с беспилотником, в отличие от США, где на 2020 год уже 29 штатов прописали правила использования беспилотного транспорта на законодательном уровне.

Следующая проблема — высокая стоимость самих машин, только набор сенсоров может стоить дороже всего электромобиля. Ещё всё упирается в неготовность инфраструктуры к приёму автономного трафика. Не готовы к этому сети 5G, а без них информация не будет передаваться к компьютеру с нужной скоростью.

При этом технически Россия — идеальный полигон для внедрения автономного транспорта, здесь есть большие расстояния, неблагоприятные погодные условия и удалённые жилые районы. Но пока некому заниматься практической реализацией этих проектов, нет концернов, способных инвестировать в разработку автомобилей будущего. Отечественные автоконцерны работают в недорогом сегменте, выпуск дорогих беспилотников им не по карману. Но, по мнению экспертов из разных отраслей, рано или поздно понимание необходимости внедрения таких технологий придёт, и начнётся активное инвестирование и разработка.

Так ли близко беспилотное будущее для частного транспорта

Нужно отметить, что пока прогнозы относительно автомобилей будущего слишком оптимистичны, и большинство из них базируется на прогнозе компании Lyft, сделанном в 2016 году. По их прогнозу, в 2021 году уже 2/3 авто на дорогах должны быть автономными. То есть нам в 2023 году уже совсем не нужно садиться за руль, и нужно ли выходить на улицу, чтобы убедиться, что прогноз оказался неверным?

Интересно будет узнать, что в 2021 году компания Lyft продала своё подразделение автономных транспортных средств дочке Toyota и виной тому катастрофическая ошибка в прогнозах стоимости и сроков развития автономных транспортных средств.

До сих пор маркетинго-ориентированные прогнозы будущего автономных авто от разработчиков опираются на сделанный в 2016 году ошибочный прогноз, так что можно оценить эти перспективы и не будучи экспертом.

Лучше опираться на оценки независимых экспертов, они ближе к реальности. А эти оценки таковы: рынок беспилотных автомобилей на 2023 год активно зарождается и развивается, он уже вовлёк в работу сотни компаний. Но в ближайшие 10 лет потолок для использования автономного транспорта — перевозить большие грузы, осуществлять доставку и подъезжать к клиенту в рамках каршеринговых заказов. Пока нет перспектив, что беспилотники в какой-то мере заменят личный транспорт, и причины тому моральные, юридические, технические, неготовность инфраструктуры к приёму большого количества беспилотного транспорта. Но за этим интересно наблюдать, и это часть истории.