Скидка 5% на шины китайских брендов

Что делать, когда сел аккумулятор

Что делать, когда сел аккумулятор

Севшая в холодное время года АКБ — распространённая неприятность, с которой регулярно сталкиваются российские автомобилисты. Виной тому может стать погода, невыключенные электроприборы, короткое замыкание электропроводки или износ батареи. 

Сегодня разберёмся не только в причинах, почему машина не заводится в мороз, но и в методах борьбы с этой неприятностью.

Почему машина плохо заводится зимой: причины

Распространённая причина — разрядившийся аккумулятор. 

Основные причины разрядки батареи:

  • Низкая температура. Мороз приводит к загустению топлива и масла в автомобиле. Из-за этого АКБ требуется большая мощность, чтобы повернуть стартер. Сама батарея при отрицательных температурах тоже страдает. Электрохимические реакции замедляются, разряд идёт быстрее. Именно поэтому на автомобили (особенно дизельные) рекомендуют ставить аккумуляторы «с запасом» — большими значениями пускового тока и ёмкости. Это своеобразная страховка на случай долгого зимнего простоя автомобиля.

  • Невыключенные электроприборы. Забыли выключить габаритные огни или магнитолу? Вы рискуете буквально за несколько часов полностью разрядить аккумулятор. Конечно, многие современные автомобили с «умной» электроникой умеют предупреждать владельцев об их забывчивости, автоматически отключать электроприборы при закрытии центрального замка. Но делают это не все. Так что стать жертвой своей невнимательности рискует каждый автовладелец, особенно при использовании авто для непродолжительных городских поездок, применении сигнализации, автономных систем прогрева двигателя и салона. 

  • Неисправность электросистемы автомобиля. Обрыв проводов, окисление контактов, нарушение изоляции — всё это проводит к электропотерям и может стать причиной короткого замыкания, выхода из строя электронных узлов авто, разрядки аккумулятора. Лучше до этого не доводить и своевременно устранять подобные неисправности. Догадаться, что с электрикой «что-то не то» — легко. Первые признаки — слишком тусклый (реже — яркий) свет фар, замедленное движение стеклоочистителей, ненормальная работа поворотников и другие «глюки» электрооборудования.

Создано с помощью DALL·E

Причиной недозаряда и разрядки аккумулятора может стать и неисправность генератора. Именно он отвечает за преобразование механической энергии в электрическую. Если, например, заклинило вал генератора или слетел приводной ремень, то АКБ просто не будет заряжаться во время движения. Постоянная недозарядка вкупе с повышенной электрической нагрузкой приводит к выходу батареи из строя: глубокие разряды разрушают АКБ изнутри.

Что делать, если машина плохо заводится в мороз

Если тронуться морозным утром вы так и не смогли, поиск причин разрядки аккумулятора — дело второе. Надо как-то решать проблему сейчас. Если у вас дома или в салоне есть заряженная запасная батарея, то нужно просто провести замену. В противном случае придётся прибегнуть к другим способам.

«С толкача»

Сразу скажем, что завестись, толкнув автомобиль или взяв его на буксир, можно только на «механике». Для машин с коробкой-автоматом, роботом или вариатором этот метод не подходит. 

Чтобы завестись «с толкача»:

  1. Выберите прямой участок дороги или спуск.

  2. Включите зажигание.

  3. Разгоните автомобиль с помощью толкающей «живой силы» или буксира.

  4. Выжмите сцепление, включите вторую передачу и плавно отпустите сцепление, слегка нажимая педаль газа.

  5. Если автомобиль успешно завёлся, остановитесь и дайте ему поработать 5 минут, чтобы аккумулятор начал заряжаться.

  6. Для нормального заряда АКБ не глушите двигатель ещё 20–30 минут уже в движении.

Следует помнить, что запуск «с толкача» или на буксире опасен для помощников. Когда автомобиль заведётся, он резко поедет вперёд. При этом для толкающих есть риск падения, а для буксирующего — столкновения. Будьте осторожны и соблюдайте дистанцию при буксировке.

«Прикурить»

Запустить авто можно с помощью внешнего аккумулятора, например, от другого автомобиля. Для этого нужны специальные провода с зажимами-крокодилами. Важно, чтобы аккумулятор, от которого планируете «прикурить», обладал не меньшим пусковым током и ёмкостью, чем севший. В противном случае есть вероятность разрядить «прикуривающего» в ноль и не достигнуть желаемого результата.

Чтобы «прикурить» севшую АКБ, действуют таким образом:

  • Автомобиль-донор и автомобиль-пациент ставят вплотную друг к другу. При этом важно, чтобы кузова не соприкасались, но длины проводов хватило для подключения.

  • Двигатель донора заглушают, всё электрооборудование машин отключают.

  • Снимают минусовую клемму с АКБ «пациента».

  • «Крокодилами» на красном проводе соединяют «плюсы» аккумуляторных батарей.

  • «Крокодилы» на чёрном проводе цепляют на «минус» аккумулятора «донора» и на кузов или двигатель «пациента». Важно, чтобы на детали не было краски, иначе она не будет проводить электрический ток.

  • Перед тем как «реанимировать» аккумулятор, ещё раз убеждаются, что всё подключили правильно, провода не касаются деталей двигателя.

  • Пробуют завести двигатель. Если получилось, то ему дают прогреться 10–15 минут, после чего минусовую клемму снова крепят на АКБ «пациента». При этом двигатель не глушат.

  • Если первая попытка оказалась неудачной, то заводят двигатель «донор» на 15–20 минут для зарядки разряженного аккумулятора. Затем двигатель «донора» глушат и повторяют попытку завести двигатель «пациента». Если результата опять нет, на этом стоит остановиться.

  • После завершения операции провода отключают в обратной последовательности.

Владельцам дорогих автомобилей со сложной электроникой не рекомендуют пользоваться этим способом, за исключением критических случаев, когда нет другого выхода. Это связано с тем, что чувствительная электроника может просто не пережить подобных манипуляций. Поэтому если есть возможность добраться до сервиса или вызвать специалиста, воспользуйтесь ею.

«Прикурить» можно и без проводов. Но для этого потребуется снять аккумулятор с автомобиля-донора и переставить его «реципиенту». После того как автомобиль завёлся, нужно быстро отключить АКБ «донора» и подключить провода к своей батарее. При этом автомобиль будет питаться напрямую от генератора.

Создано с помощью DALL·E

Решение такой задачи потребует соблюдения нескольких условий:

  • Аккумуляторы должны совпадать по размерам, полярности, ёмкости и пусковому току.

  • У вас должен быть набор инструментов, которые нужны для снятия и монтажа АКБ.

  • Батарея «донора» должна быть полностью заряжена. Если уверенности в этом нет, дайте «движку» предварительно поработать 15–20 минут для подзарядки.

Метод прикуривания с проводами считается относительно безопасным. А вот без проводов с заменой аккумулятора, помимо своей сложности, трудоёмкости и негарантированного результата, может стать причиной сгоревших блоков управления и реле генератора в иномарках. Для отечественных автомобилей прикуривание без проводов в основном проходит без последствий. 

ПЗУ

Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) как раз и предназначено для таких случаев. Оно представляет собой внешний источник питания, который используют для «прикуривания». Этот метод схож с вышеописанными, но он более безопасный, так как у ПЗУ есть встроенные системы защиты, которые препятствуют повышенной нагрузке и выходу электронных блоков и реле из строя. Устройство просто подключают к плюсовой клемме аккумулятора и блоку двигателя (минус) и переводят в соответствующий режим — «пуск».

Если дело в севшей батарее, то после поворота ключа авто заведётся. Тогда ПЗУ можно отключать. Двигатель продолжит работать, а аккумулятор будет подзаряжаться. 

Преимущество использования ПЗУ не только в безопасности, но и в универсальности этого способа: так можно завести практически любой автомобиль вне зависимости от типа коробки передач. 

Быстрая зарядка повышенным током

«Выдохшийся» аккумулятор можно попробовать зарядить повышенным током. Если автомобиль стоит в гараже и под рукой есть и розетка, и зарядное устройство, то батарею можно даже не снимать. Достаточно скинуть минусовую клемму, иначе бортовой компьютер и другая «умная» электроника может сгореть. При этом рабочий ток зарядки можно повышать на 25–30%. Это позволит быстро подзарядить севшую АКБ: за 20–30 минут. Однако этого может оказаться недостаточно. А частое использование такого способа сказывается на сроке службы батареи.

В любом случае помните, что бы ни стало причиной того, что машина стала плохо заводится, проблему придётся решать. И далеко не всегда обойтись удаётся «малой кровью» — покупкой нового аккумулятора. Если проблемы со стартом в зимнее время случаются регулярно, стоит задуматься о визите в сервисный центр. Возможно, дело в генераторе или электронике авто.