Как проверить амортизаторы на автомобиле и как часто их нужно менять
Амортизатор автомобиля или стойка, как её называют в народе — запчасть довольно простая, но очень важная, и, как говорят продавцы автозапчастей, очень востребованная. Когда амортизатор выходит из строя, это сразу заметно по уровню комфорта вождения, но важнее, что неисправная деталь снижает безопасность движения.
Почему нельзя использовать неисправные амортизаторы
Всё дело в основной функции амортизатора — не просто обеспечивать комфорт, а погасить колебания колеса и кузова при движении по плохой дороге. С исправными стойками колёса автомобиля не теряют контакт с дорожным полотном и сохраняют управляемость даже на буграх и ямах. А если они неисправные, то колесо на неровности на какое-то время зависает в воздухе, а автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Симптомы неисправности амортизатора
Надёжнее всего определить неисправности амортизатора на специальном вибростенде, то есть на СТО. Но если вы хорошо знаете и чувствуете свою машину, то можете по некоторым признакам понять, что амортизатор сломан:
-
стук в районе колеса;
-
более длинный тормозной путь;
-
качка кузова под порывами ветра;
-
ухудшилось сцепление с дорожным полотном;
-
качка кузова при движении по неровностям;
-
во время манёвров увеличивается крен, во время торможения или разгона автомобиль «клюёт носом» или присаживается;
-
покрышки изнашиваются неравномерно.
Есть и непрямые, неочевидные признаки износа:
-
ABS срабатывает чаще и на сухой дороге;
-
пассажиров стало больше укачивать в автомобиле;
-
усталость за рулём повысилась.
Объяснить эти признаки несложно — при поломке амортизатора снижается комфорт для водителя и пассажира, из-за чего водителю приходится сильнее концентрироваться во время вождения, что увеличивает и усталость. Срабатывание ABS объясняется потерей контакта колеса с дорогой на неровностях.
Визуальный осмотр амортизатора на наличие неисправностей
Такую диагностику провести проще всего и к тому же она совершенно бесплатна для водителя, подходит для проверки задних и передних амортизаторов. Нужно просто заглянуть под колёсную арку и визуально оценить состояние стойки, насторожить должны:
-
масляные подтёки;
-
коррозия на металлических деталях;
-
механические повреждения;
-
нарушения в геометрии;
-
износ пыльников.
Если на стойке масляные потёки — нарушена герметичность из-за естественного износа или сильного удара. Часто текут некачественные или поддельные амортизаторы, но на наших дорогах и качественные запчасти не выхаживают долго. Использовать деталь с таким симптомом категорически нельзя.
Если на корпусе или на штоке есть ржавчина, то нужно провести более глубокую диагностику детали, коррозия тоже может стать причиной нарушения герметичности.
Важная часть амортизатора — пыльник. Это резиновый чехол, прикрывающий место входа штока в корпус и оберегающий его от попадания пыли и других загрязнений. Если на нём визуализируются повреждения, он сполз или потрескался, выполнять свою функцию не сможет, на шток будет закидывать воду и пыль, что ускорит износ и приведёт к коррозии.
Если чётко визуализируется кривизна амортизатора, менять его нужно и срочно. Такая поломка встречается довольно редко, но при езде по плохой дороге иногда случается.
Нужно понимать, что 100% гарантии визуальная диагностика не даёт. Иногда внешне амортизатор кажется исправным, а при более глубоком осмотре выявляется его поломка.
Проверка на работоспособность амортизаторов на парковке
Такая диагностика даёт примерно 70% гарантии, тоже бесплатна и проводится своими руками. Метод основан на самом принципе работы амортизатора — смягчать удары и стабилизировать машину, сдерживая сжатие пружин.
Заключается проверка в следующем: транспортное средство ставим на ровную площадку, нажимаем на угол кузова таким образом, чтобы глубоко просела та сторона автомобиля, которую нужно проверить, нажим должен быть очень хорошим и интенсивным. Затем угол отпускаем и наблюдаем за происходящим. Чаще всего можно наблюдать три типа результатов после прекращения нажатия:
-
Кузов вернётся в исходную позицию и сразу застынет.
-
Кузов по инерции поднимется чуть выше исходной позиции и потом вернётся в своё нормальное положение и сохранит неподвижность.
-
Кузов совершит ещё несколько колебательных движений сильной амплитуды.
Первый вариант указывает на идеальную работу стойки. Мы видим надёжную компенсацию силы разжимающей пружины, то есть на неровностях дороги колесо будет стабилизироваться идеально.
Второй вариант — стойка относительно рабочая, на машине с мягкой подвеской это и вовсе показатель идеальной работы. А вот для универсалов и внедорожников этот вариант исключён — никаких покачиваний при проверке работы «стойки» быть не должно.
В третьем варианте амортизатор «не держит» и его нужно заменить как можно быстрее.
По каким признакам проверяют амортизаторы на ходу
Опытный водитель по описанным ниже симптомам сразу определит, что амортизаторы пора менять. Подходит этот способ определения неисправности тем, кто привык прислушиваться к своему авто, видеть и слышать в нём всё постороннее.
Итак, чтобы проверить амортизаторы автомобиля во время движения, нам нужна ровная площадка, разгоняем на ней свою машину до 40–60 км/ч, резко поворачиваем в одну сторону, а потом в противоположную. В процессе пытаемся на ощущения поймать крен автомобиля во время манёвра, нормальный или избыточный, стабилизируется ли авто после поворотов. Если крен значительный, а при выравнивании руля есть покачивания в разные стороны, амортизаторы точно не в порядке.
Следующий тест на неровной дороге. Просто едем по неровностям и прислушиваемся к автомобилю — звуки из ходовки, качество прохода автомобилем неровностей. Здесь принцип тот же, что уже рассматривали на парковке — если на ровном покрытии покачивания не прекращаются, стойки сломаны.
Ещё один тест — проезжаем небольшой бугорок с довольно острыми краями, такой как лежачий полицейский. Наезжаем на это препятствие и внимательно прислушиваемся, появление одноразового стука означает, что амортизатор ослабел и его шток бьёт в корпус, ещё один вариант — неисправности опоры амортизатора, резиновой втулки или крепления.
Есть и ещё один метод проверки, но если предыдущие уже указывают, что один или несколько амортизаторов не работают, выполнять его не стоит. Тестирование такое — находим дорогу с короткой, узкой и мелкой ямкой, разгоняемся до 60–80 км/ч и проезжаем эту ямку. Если при наезде на яму водитель ничего постороннего в работе ходовки не заметил, амортизатор удерживает колесо в момент преодоления препятствия, оно пролетело его, что говорит об исправности детали. Если же деталь уже не амортизирует, будет заметная отдача в руль, характерный хлопающий звук и раскачивание машины.
Проверка амортизатора после демонтажа
Можно и нужно проверять не только уже «походивший» амортизатор, но и новый. Выполняется проверка довольно просто: полностью растягиваем амортизатор, упираем той стороной, на которой располагается шток, в твёрдую поверхность и наваливаемся на стойку всем весом, чтобы она сложилась до упора и как можно более резко. Если для полного складывания детали не понадобилось особых усилий, значит, она уже не выполняет свою функцию. Даже легковые амортизаторы для складывания и раскладывания требуют значительных усилий. Ещё стоит обратить внимание на наличие стуков и свистов во время складывания — их быть не должно, а шток в норме ходит прямо, без отклонений.
Проверка амортизатора на вибростенде
Но самую высокую гарантию правдивости диагностики даёт проверка на вибростенде. Это профессиональное оборудование используется на станциях техобслуживания, и за проверку придётся заплатить, но зато она покажет не только поломки стоек, но и выявит другие неисправности в ходовке.
Как часто нужно менять амортизаторы
Большинство производителей автомобилей устанавливают гарантированный пробег для стоек — 40–50 тысяч км, после чего их нужно менять. Точную цифру лучше смотреть в руководстве по эксплуатации своего автомобиля. Но ориентироваться только на пробег будет не совсем верным в наших условиях, во время езды по плохим дорогам стойки, как правило, «отхаживают» меньший пробег. Опираться стоит только на диагностику запчасти, о которой и рассказали в статье.
Чтобы не менять амортизатор слишком часто, советуем выбирать оригинальные и не самые дешёвые детали. Важное уточнение — после смены стоек вам потребуется сделать развал-схождение, так как замена задевает регулировочные болты. И это ещё одна из причин, почему стоит выбирать более дорогие запчасти.