Скидка 5% на шины китайских брендов

Когда нужно заменить масло в коробке CVT, что будет, если этого не делать. Можно ли сделать замену самому

Вариаторная коробка в сравнении с другими трансмиссиями экономичнее, комфортнее, улучшает динамику. Но она требовательная к нагрузкам, качеству масла. Поэтому заливать первую попавшуюся трансмиссионную жидкость в CVT категорически не следует. Нужна только рекомендованная автопроизводителем. 

Какая периодичность замены масла, как её делать — разберёмся в статье. 

Источник изображения

Регламент автопроизводителей

Бесступенчатая коробка работает иначе, чем классический вариант АКПП. Масло внутри вариатора участвует в передаче крутящего момента. Со временем в жидкости накапливаются мелкие частицы от износа деталей коробки. Загрязнённая смазка засоряет элементы агрегата, давление падает. Без жидкости ремень разрушается, повреждает шкивы. 

По регламенту автопроизводителей масло в CVT нужно менять через 60–80 тыс. км пробега. Специалисты автосервисов рекомендуют проводить процедуру вдвое чаще. 

Для проверки состояния масла внутри вариатора есть несколько способов:

  1. Капельная проба. С помощью щупа достают масло из коробки, наносят несколько капель на салфетку белого цвета. Если есть помутнения, смазочная жидкость содержит частицы износа фрикционов. Они нарушают работу соленоидов, засоряют маслопровод. Если чувствуется запах гари, масло часто перегревалось. Причиной может быть снижение давление в смазочной системе, поломка системы охлаждения коробки передач. Когда давление падает, проскальзывают фрикционные диски. Масляная жидкость из-за этого перегревается. Если сложно оценить визуально качество смазки, можно сравнить образец с каплей новой жидкости. 

  2. Счётчик старения масла CVT. Идёт в комплекте с современными вариаторами, например, на машинах Nissan, Toyota. Устройство работает по принципу вычисления остаточного рабочего ресурса масла. В памяти компьютера фиксируются данные о работе коробки передач. На базе собранной информации система выдаёт баллы. По ним автовладелец судит, пора менять масло или нет. 

Чтобы срок замены масла не наступил очень скоро, нужно эксплуатировать вариатор с учётом рекомендаций производителя.

Какие факторы влияют на частоту замены масла

Если в технических документах на авто указано, что масло в коробке прослужит до конца срока службы агрегата, не стоит обольщаться. В реальности нужно обслуживание. 

Примерный срок замены — 40 тыс. км пробега. При эксплуатации в агрессивных условиях — через 30 тыс. км. Так рекомендуют специалисты СТО.

Факторы, которые сокращают период замены масла:

  • регулярная буксировка прицепа;

  • продолжительное стояние в пробках, которое ведёт к перегреву смазочной жидкости;

  • агрессивное вождение с резким стартом и торможением;

  • частая езда в условиях бездорожья с пробуксовкой колёс на передней оси.

Если настала пора менять масло, не стоит откладывать процедуру. Последствия промедлений могут быть неприятными.

Как происходит замена масла в вариаторе 

Несвоевременная замена масла в CVT ведёт к пробуксовке машины, необычным вибрациям, снижению мощности. Помимо заливки новой жидкости, может потребоваться промывка узлов вариатора. Если старое масло чересчур загрязнённое, не исключено, что придётся ещё раз перезалить жидкость для трансмиссии. 

Масло меняют полностью и частично. Если есть навыки, инструменты, можно попробовать сделать это в гараже своими руками. Но практика показывает, что лучше обратиться на СТО, где есть оборудование, возможность выявить и устранить сопутствующие проблемы. 

Частичная замена масла в вариаторе подразумевает слив определённого количества жидкости из коробки, долив нового до рекомендованного объёма. 

Этапы работ:

  1. Прогреть коробку около 10 минут.

  2. Поднять машину на подъёмнике или заехать на яму.

  3. Открутить пробку на заливном и сливном отверстии. Не забыть заранее подставить под слив ёмкость для отработки.

  4. Закрыть слив и добавить новое масло.

Полная замена масла основана на методе вытеснения. На СТО используют оборудование, которое подключают к патрубкам радиатора в вариаторе. Агрегат под давлением подаёт свежее масло в вариатор, а старое вытесняет. Прокачку контролируют сквозь смотровые окна. 

Самостоятельная замена масла — непростая процедура. Если вы решитесь её выполнять, для работы подготовьте чистые тряпки, ёмкость для отработки, инструменты для ослабления крепежей. Понадобится прокладка поддона, герметик, масляный фильтр. 

Этапы работ:

  1. Прогреть вариатор. Для этого необходимо проехать около 15 км. После — оставить автомобиль в гараже над ямой.

  2. После остановки выждать около часа, чтобы масло стекло в поддон.

  3. Подставить ёмкость для отработки под пробку слива, выкрутить заглушку.

  4. После того как отработанное масло вытечет, пора снимать поддон. Необходимо выкрутить болты, снять, промыть очистителем, убрать стружку от магнитов. 

  5. Желательно снять для промывки гидроблок.

  6. Заменить внутренние фильтры в коробке передач, установить обратно гидроблок и внешний фильтр. Далее — вернуть на место чистый сухой поддон. 

  7. После этого потребуется переключить в салоне рычаг коробки, чтобы проверить, как шкив совмещается с цилиндром гидроблока. 

  8. Залить свежее масло от надёжного производителя. Проверить щупом уровень, скорректировать до требуемого объёма. 

Для замены нужны инструменты, условия, осторожность. Есть риск повредить механизмы, потерять детали при сборке. А ещё не стоит исключать вероятность покупки подделки вместо качественного масла CVT. 

Поэтому лучше записаться на автосервис, где специалисты заменят масло. По необходимости на СТО можно заказать и другие услуги. 

Лучшие масла для вариатора 

В рейтинг лучших вариаторных масел входят:

  1. Ravenol. Отличается повышенной текучестью, поэтому даже зимой не провоцирует шум. По отзывам смазочные характеристики сохраняются и через 30 тыс. км пробега. Добавление присадок защищает детали вариатора от коррозии. Покупать стоит в проверенном магазине, чтобы не «попасть» на подделку. 

  2. Eneos. Отличный вариант для авто производства Кореи, Японии. Для остальных иномарок по отзывам плохо подходит: быстро становится мутным. Масло рекомендуют для умеренного и тёплого климата. Подходит для частичного долива. 

  3. Mitasu. Выделяется доступной ценой. По заверению производителя, ресурса масла достаточно для 30 тыс. км пробега. Пользователи отмечают недостаток: в холодную погоду усиливается шум.

  4. Febi. Сохраняет свойства круглогодично. Присадки в составе повышают стойкость деталей вариатора к износу. Минимум шума в работе. По отзывам автовладельцев, продукт не расслаивается даже спустя пару лет. Стоит покупать у официального дилера, чтобы исключить подделку.

  5. Alphas. Универсальный состав под разные марки машин. Можно применять для частичной замены масла. В продаже встречается редко. 

  6. Idemitsu. Идеально подходит для машин азиатского автопрома. Состав неплохо показал себя на американских, европейских авто с вариатором. В России есть в продаже масло с присадками для работы в сильные морозы. Производитель рекомендует дважды подряд заменить жидкость.

  7. ZIC. Подходит для использования зимой. Не влияет на шумность коробки, обладает достаточно текучим составом. Есть небольшие ёмкости для частичной замены. Рабочий ресурс — около 40 тыс. км. 

  8. Aisin. Дороже аналогов примерно на 15%. Пользователи относят его к премиальному сегменту. Синтетическое масло снижает шумность, продлевает срок службы агрегата. Особенно хорошо подойдёт тем, кто агрессивно водит машину. 

  9. Totachi. У масла справедливая цена. Зимой не теряет свойств. Присадки в составе защищают детали от коррозии. В продаже есть ёмкости разных объёмов. 

  10. Castrol. Масло серии Multi CVT обладает максимальным количеством допусков от автопроизводителей. У него сбалансированные характеристики, текучесть. Свойства жидкости сохраняются, даже когда машину долго не используют. Покупать нужно в проверенных торговых точках, чтобы не «нарваться» на подделку. 

Большой ассортимент смазочных материалов для коробок передач представлен на сайте «Колёса Даром». Здесь только сертифицированные товары от брендов с мировым именем.

После выбора нужного масла лучше обратиться в сервисный центр. Сотрудники с помощью оборудования заменят трансмиссионную жидкость в вариаторе, одновременно промоют узлы агрегата.