Бесплатный шиномонтаж

Что такое система бесключевого доступа в авто, как она работает, преимущества и недостатки

Замечали авто, которые сами заводятся и включают необходимые системы? Например, летом запускают автоматически кондиционер, а зимой — печку, открывают двери или отключают сигнализацию при приближении владельца. Эти автомобили оборудованы системой бесключевого доступа (СБДА). Они обеспечивают удобство использования транспортного средства, повышают комфорт. Но как дела обстоят с безопасностью? Легко ли угнать такое авто?

В этой статье рассмотрим основные вопросы, которые возникают у водителей про бесключевой доступ.

Система бесключевого доступа: что это

Это система, которая обеспечивает дистанционное управление автомобилем с помощью брелока. Отпирание дверей, открытие багажника, запуск двигателя и прочее происходит по нажатию кнопки. Не надо вставлять и поворачивать ключ.

Она состоит из нескольких элементов:

  • кнопка запуска зажигания «старт-стоп»;

  • блок управления системой;

  • центральный замок;

  • система, отвечающая за багажное отделение.

В зависимости от модели может дополнительно комплектоваться системами управления навигацией (показывает местоположение авто), запуска двигателя, климат-контроля и прочими по желанию водителя.

Как работает

Принцип действия основан на передаче/приёме сигналов между блоком в авто и брелоком у автовладельца. Обмен данными происходит по защищённому каналу в зашифрованном виде. При этом каждый раз генерируется уникальный код, который у блока и брелока свой. Радиус действия — 2–3 м.

В упрощённом виде работу системы можно описать так:

  • Водитель выходит из автомобиля и захлопывает двери, не закрывает на ключ.

  • Отходит от машины.

  • Как только расстояние между брелоком системы и авто превысит 2–3 м, автоматически запускается система.

  • Закрываются окна, блокируются двери.

  • При приближении водителя процесс запускается в обратном порядке. Только расстояние должно быть немного меньше, примерно 1–2 м.

Некоторые автопроизводители допускают управление системой бесключевого доступа через смартфон. Тогда сигнал передаётся с устройства через Bluetooth, Wi-Fi или GSM.

Эволюция технологии бесключевого доступа

Технология бесключевого доступа прошла долгий путь от простых систем, реагирующих на радиосигнал, до современных решений, которые обеспечивают повышенный комфорт и безопасность. Первые варианты использовали инфракрасные передатчики, которые требовали прямого контакта с автомобилем.

Со временем технологии усовершенствовались, и появились радиочастотные системы. Они позволили открывать двери на расстоянии. С развитием технологий начали внедрять интеллектуальные электронные системы, которые распознают владельца по сигналу специального смарт-ключа или даже смартфона.

Современные тренды и новые разработки

Инновационные тренды в области бесключевого доступа развиваются в сторону большего комфорта и безопасности. Одной из ключевых инноваций стало использование смартфонов вместо традиционных брелоков. Системы, интегрированные с мобильными приложениями, позволяют:

  • управлять замками автомобиля;

  • проверять состояние машины;

  • получать уведомления о попытках взлома;

  • запускать двигатель удалённо.

Ещё одно направление — внедрение биометрических технологий: распознавание отпечатков пальцев или лица для идентификации водителя. Это усиливает защиту и повышает удобство. Такие технологии задают новые стандарты для автомобильных систем электронной безопасности.

Дополнительные функции и кастомизация

Современные СБДА предлагают разнообразные добавочные специальные опции, что значительно увеличивает удобство и безопасность использования автомобиля. Так, например, появилась технология оснащения машин функцией памяти. Система запоминает настройки, заданные разными водителями — положение сидений, зеркал и даже параметры климат-контроля. Это позволяет каждому пользователю, который эксплуатирует авто, быстро настроить транспортные средства под свои предпочтения при входе.

Некоторые электронные системы позволяют программировать временные специальные доступы для других пользователей. Это особенно удобно при передаче автомобиля друзьям или членам семьи.

Кастомизация включает в себя возможность добавления разнообразных функций: автоматическое запирание дверей при удалении владельца на определённое расстояние или их автооткрытие при приближении водителя к машине. Эти опции значительно повышают уровень комфорта. Водителям не нужно физически взаимодействовать с ключами.

В будущем можно ожидать, что электронные системы бесключевого доступа будут продолжать эволюционировать. Производители в первую очередь создадут более сложные и интеллектуальные решения, например: интеграцию с системами умного дома, автоматизацию доступа на основе геолокации.

Преимущества использования

Опишем основные достоинства СБДА. Они следующие:

  • простота открытия авто;

  • быстрый запуск;

  • прогрев машины в зимнее время (допустимо с АКПП);

  • блокировка системы управления;

  • получение информации о транспортном средстве в реальном времени;

  • открытие багажника с кнопки или бесконтактным способом.

Но у такой полезной опции существует ряд существенных недостатков. 

Обзор возможных уязвимостей

Системы бесключевого доступа обеспечивают высокий уровень комфорта. Но вместе с этим они могут подвергаться различным уязвимостям, которые ставят под угрозу безопасность автомобиля.

Главное — при утере брелока с чипом попасть в авто не получится. Точнее, попасть-то можно, например, разбив стекло, но завести двигатель не удастся, так как не произойдёт обмена сигналами. Решить проблему легко — заказать дубликат ключа сразу при покупке авто. Но после потери придётся сразу посетить дилера, чтобы сменить код доступа. Иначе возможен угон машины.

Второй момент — это возможность перехвата сигнала. Хотя современные системы защиты постоянно развиваются, но не стоят на месте и преступники. Они тоже изобретают различные приспособления, которые позволяют перехватывать сигнал, искать уязвимые места автомобилей, где можно подключиться и считать информацию с центрального компьютера.

Для таких случаев некоторые производители предусматривают дополнительные способы защиты. Например, система может оценить вес и рост водителя и при несоответствии данных запросить код. Только при его введении двигатель разблокируется.

Некоторые системы также могут подвергаться риску из-за некорректного использования. Например, если ключ находится в пределах радиуса действия автомобиля, он может оставаться открытым для доступа. Это делает его лёгкой целью для кражи.

Важно отметить, что производители автомобилей активно работают над улучшением систем безопасности. Например, внедрение алгоритмов шифрования и двухфакторной аутентификации помогает снизить и закрыть многие риски. Однако пользователям нужно следить за безопасностью своих ключей, использовать дополнительные меры защиты — механические блокираторы, сигнализацию.

Таким образом, хотя системы бесключевого доступа предлагают множество преимуществ, они также требуют от владельцев повышенного внимания к безопасности. Осведомлённость о возможных уязвимостях и использование дополнительных защитных мер могут значительно снизить риски, связанные с угоном транспортного средства.

Влияние на стоимость и рынок автомобилей

Влияние технологии становится всё более заметным на рынке. Автомобили с такими системами часто стоят дороже, что связано с дополнительными затратами на разработку и внедрение технологий. Наличие бесключевого доступа потребители воспринимают как признак современности и улучшенной безопасности, что, в свою очередь, повышает привлекательность модели.

Рынок автомобилей реагирует на растущий спрос на такие системы, что побуждает производителей включать их в базовые комплектации. Это приводит к повышению цен на модели, у которых традиционно не было таких функций. Тем не менее конкуренция между автопроизводителями заставляет их искать оптимальные решения для снижения издержек. Эксперты уверены, что это будет приводить к более доступным предложениям для покупателей.

Кроме того, наличие системы бесключевого доступа может позитивно сказаться на вторичном рынке. Автомобили с этой специальной функцией чаще привлекают внимание покупателей и будут продаваться по более высокой цене. В результате системы бесключевого доступа не только становятся стандартом для новых транспортных средств, но и создают дополнительные экономические возможности и для производителей, и для потребителей.

Некоторые заблуждения о работе СБДА

Чтобы оценить работу системы бесключевого доступа, необходимо чётко понимать её принципы. Но, как обычно это бывает, «зачем читать инструкцию, если я и так всё знаю». Из-за этого возникают неприятные ситуации, в которых «виноват производитель». Давайте разберёмся с основными нюансами. Ответы на вопросы вы найдёте ниже.

Двигатель выключится, как только водитель уйдёт дальше радиуса действия

Это неверно. Двигатель самостоятельно не отключается. Настроить его включение можно, а обратное действие — нет. Когда водитель отходит на 2–3 м, то автомобиль только блокируется.

Некоторые модели оснащены визуальными эффектами (звук, свет), которые напоминают водителю, что необходимо заглушить мотор.

Нельзя открыть автомобиль, если сядет аккумулятор

Для таких случаев автопроизводители предусматривают возможность открытия автомобиля с помощью ключа. Обычно он утоплен внутрь брелока. Торчит только маленький кончик, потянув за который можно вытащить ключ.

После долгого простоя система перестаёт работать

Для экономии энергии встроенные системы отключаются при длительном простое. После запуска двигателя происходит их активация. Поэтому если автомобиль простоял 2–3 месяца в гараже, то просто откройте его с пульта и заведите двигатель. Все системы придут в норму.

Забыл ключ в салоне, теперь не смогу открыть машину

Такая ситуация изначально предусмотрена автопроизводителями. Поэтому система считает данные о местоположении ключа. В зависимости от заложенной программы либо заблокирует двери и тут же откроет, либо вовсе не сработает. При этом напомнит водителю о ключе — просигналит или включит аварийное оповещение.

Хочу СБДА, но на моей машине его нет

Выпускаемые модели автоматически оборудуют системами бесключевого доступа. Только в зависимости от класса машины различается набор опций. Но если ваше авто не оборудовано, то установить систему не проблема. Единственное, что необходимо учесть — возрастёт нагрузка на электрическую сеть машины. Ведь связь с брелоком осуществляется постоянно — отправляются запросы о местоположении.

Использовать систему или нет

СБДА делает жизнь водителя проще. Те, кто уже столкнулся с использованием системы, отмечают, что стало легче и комфортнее пользоваться автомобилем. Они не хотят возвращаться к устаревшей системе с ключами.

Но, боясь угона автомобиля, многие автовладельцы решают отказаться от использования системы бесключевого доступа. Например, отключают, если это предусмотрено производителем. Но зачем же жертвовать комфортом в обмен на безопасность? Их можно совместить. Просто использовать дополнительные способы защиты. Например, сократить радиус действия на открытие авто, установить блокиратор коробки передач или руля, поставить спутниковую систему сигнализации с определением местоположения.