Причины, из-за которых загорается «чек» и не крутит стартер. Что делать, как устранить неисправность
Представим ситуацию: вы садитесь в машину, поворачиваете ключ в замке зажигания, слышите щелчок, при этом на приборной панели горит «чек», а двигатель не запускается. Что произошло?
В большинстве случаев причина поломки кроется в неисправности стартера.
Что такое электростартер, как он работает
Электростартер — это устройство в автомобиле, которое помогает запустить двигатель. По сути, это небольшой электрический мотор. Он использует электричество от аккумулятора автомобиля, чтобы создать движение. Это движение передается на маховик и коленчатый вал двигателя. Маховик помогает двигателю начать вращаться и набирать скорость, а коленчатый вал преобразует это движение таким образом, чтобы двигатель работал. В стартере также есть магниты и подшипники, которые помогают ему работать правильно, а ещё:
-
Якорь. Состоит из сердечника и нескольких пластин с обмотками. Выходы обмоток подключаются к коллектору.
-
Щётки. Угольно-графитовые контакты, которые прижаты к подвижному коллектору.
-
Обгонная муфта (бендикс). Передаёт крутящий момент на маховик.
-
Втягивающее реле. Это электромагнит, который притягивает металлический сердечник. Устанавливается снаружи на корпусе стартера.
-
Подвижная перемычка. Её двигает сердечник втягивающего реле.
Принцип работы устройства следующий: при поворачивании ключа в замке зажигания электрический ток поступает на обмотку втягивающего реле. Цепь замыкается, ротор вращается и передаёт крутящий момент двигателю автомобиля.
Как понять, что сломался стартер
На самом деле, причин может быть несколько: села батарея, отказало реле стартера, отсутствует контакт, замкнули обмотки или вышел из строя механизм стартера. Чтобы точно определить, что произошло, необходимо понаблюдать за машиной.
Рассмотрим простые приёмы диагностики.
Что происходит |
Причина |
Не происходит ничего: под капотом — тишина, реле не щёлкает, стартер не крутит |
Потеря тока на участке «аккумулятор — клеммы стартера». Причиной может быть износ щёток, отказ втягивающего реле или отсутствие контакта в управляющей цепи |
Слышны щелчки |
Плохой контакт управляющей цепи, межвитковое короткое замыкание, изнашивание и перекос втулок |
Втягивающее реле щёлкает, стартер крутит маховик короткими рывками |
Низкий заряд аккумулятора либо неисправности двигателя внутреннего сгорания |
Щелчок реле, стук, маховик пару раз провернулся и затих, в салоне есть запах горелой изоляции |
Внутренние поломки: сломались щётки, оторвались магниты, разрушился игольчатый подшипник |
Реле щёлкает, стартер крутится, но при этом издаёт треск, маховик не прокручивается |
Механическая поломка бендикса стартера или зубцов планетарного редуктора |
Что проверять, если стартер не крутит
Из строя может выйти любая деталь стартера. Также двигатель может не запускаться из-за разряженной батареи.
АКБ
Автомобиль не заводится, если батарея разрядилась или вышла из строя. Причин разрядки — множество: производственные дефекты, низкий уровень электролита, редкое использование АКБ.
Признаки, по которым можно понять, что проблема именно в батарее:
-
стартер щёлкает, но не крутится, при этом не загораются лампочки на приборной панели;
-
наблюдается серия щелчков;
-
при полностью разряженной АКБ при повороте ключа зажигания может ничего не происходить.
Важно! Необходимо проверить состояние клемм: на них могли появиться окислы.
Не запускается втягивающее реле
Втягивающее реле обеспечивает подключение электродвигателя к АКБ. Если этот узел не работает, двигатель не запустится. Для проверки реле его демонтаж не требуется. Автомобиль нужно поставить на ручной тормоз, выбрать нейтральную передачу. Затем — включить зажигание, отсоединить разъём управляющей клеммы реле и замкнуть верхнюю клемму отверткой.
Подгорели контакты
Для работы стартера в автомобиле нужен ток от 150 до 300 ампер. Этот ток идёт по цепи, включающей в себя аккумулятор, провода, контактную пластину соленоида и щётки стартера.
Со временем эти контакты могут выгорать, плавиться и ломаться. Чтобы проверить, есть ли у них проблемы, используют мультиметр. Подключите его щупы к контактным болтам. Если на экране мультиметра появляются цифры, это может означать, что контакты соленоида окислились или подгорели. Если же показания равны нулю, это говорит о том, что с контактами всё в порядке, и необходимо искать другую причину проблемы со стартером.
Плохой контакт в замке зажигания
Если контакты изношены, могут быть перебои в работе стартера: он срабатывает через раз. Неисправность определить легко: чаще всего в таких случаях стартер крутит лишь при сильном нажатии ключа в крайнем положении. При этом на панели приборов индикация отсутствует.
Отклеились магниты
На корпусе стартера есть 4 магнита. Отклеиться они могут из-за перегрева или длительного нахождения на морозе. В этом случае прижимные пластины не помогут: потребуется ремонт пускового устройства.
Износ втулок или подшипников стартера
Втулки и подшипники изнашиваются постепенно. Результат — периодически стартер не срабатывает и вращается с меньшей скоростью. Обычно проблема наблюдается при запуске горячего двигателя. Для точной диагностики придётся стартер разобрать. Нужно проверить состояние втулок и подшипников, а также щёток, ламелей, пайки.
Неисправен щёточный узел
Щётки в стартере автомобиля обычно изнашиваются после 100 000–120 000 километров пробега. Они могут выйти из строя по разным причинам: из-за перегрева, засорения графитовой пылью или из-за поломки в устройстве, которое их поджимает.
Чтобы понять, что проблема именно в щётках, достаточно обратить внимание на то, как работает стартер. Если стартер не крутит маховик двигателя с первого раза, это может быть признаком того, что щётки неисправны. Это может произойти даже если сломалась только одна щётка.
Замкнули обмотки статора или ротора
Если обмотки статора или ротора в стартере замкнули, это может привести к разрушению их защитного покрытия. Один из признаков этой проблемы — появление запаха гари в салоне автомобиля. Чтобы точно определить проблему, нужно снять стартер с машины. Если есть видимые повреждения или разрывы на обмотках, их можно увидеть просто осмотрев. В более сложных случаях для проверки пригодится мультиметр.
Заклинило бендикс
Если бендикс (часть стартера, которая вращает двигатель) заклинило, это можно понять по определённому признаку: когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, слышны щелчки, но маховик (который помогает запустить двигатель) не вращается. Чтобы проверить это, нужно снять стартер с машины. Если шестерня бендикса не вращается свободно, когда вы пытаетесь её повернуть рукой, возможно, потребуется заменить эту деталь. Но чаще всего проблема бывает из-за того, что механизм забился грязью или пылью. В этом случае его просто нужно очистить.
Поломка зубьев бендикса или венца маховика
Если при попытке запустить двигатель стартер издает длительный визг, это может быть из-за износа зубьев на бендиксе или венце маховика. Когда зубья на этих деталях изнашиваются, они не сцепляются должным образом. Эту проблему можно решить, заменив поврежденные детали.
Что делать, если не работает стартер
Есть метод аварийного запуска. Однако пользоваться им можно только в экстренных случаях. Метод работает на машинах с механической трансмиссией и передним приводом.
Чтобы завести автомобиль:
-
Установите домкрат.
-
В подвешенном состоянии колесо проверните до упора в наружную сторону.
-
Обмотайте колесо по окружности тросом для буксировки или тканевой лентой.
-
Включите третью передачу и зажигание.
-
Потяните за свободный конец троса и раскрутите колесо.
-
После запуска двигателя установите нейтральную передачу.
-
Когда колесо остановится, снимите автомобиль с домкрата.
Способ не подходит для машин с АКПП.
Приведённый алгоритм действий выручит, если автомобиль застрял в дороге. Он не устранит причину поломки: метод предназначен исключительно для аварийного запуска. Для диагностики и устранения неисправности нужно посетить СТО.