Недорогие летние шины для кроссоверов в тесте журнала «За рулём»
На этот раз эксперты журнала «За Рулём» взяли для тестирования 6 шоссейных шин для кроссоверов 215/65 R16. Этот размер устанавливают на многие популярные модели, например, Niva Travel и Renault Duster.
Для теста выбрали шины российского и китайского производства:
-
Maxxis Premitra HP5;
-
Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV — вне зачёта.
Премиальные Nokian были в тесте для сравнения. Эксперты хотели на наглядном примере отследить, как ходят на фоне премиального собрата бюджетные модели.
Где проводили испытание
Тесты проводили на главном автомобильном полигоне России — в Центре испытаний «НАМИ». Заезды проводили при показаниях термометра от +9 до +13°C. Шины устанавливали на LADA Niva Travel c ABS. Для измерения использовали профессиональный комплекс VBOX Racelogic, который работает со спутниками ГЛОНАСС и GPS.
Эффективность торможения
Один из главных критериев оценки шин — длина тормозного пути от предельных значений скорости, которая разрешена в городе и на трассе. Замеры проводили по лужам и по сухой дороге. На сухой трассе машина тормозила со скорости 100 км/ч, на лужах — с 80 км/ч. При этом учитывали торможение не до полной остановки, а до 5 км/ч, чтобы частичная блокировка колёс не исказила данные.
По лужам лучший показатель у Nokian, которые, напомним, в тест включены вне зачёта. Худший результат в этом испытании у Cordiant, но разница с лидером составила всего 3%.
По сухой дороге разница увеличилась на 5% — это тоже немного. В лидерах — снова Nokian. Замыкают список Cordiant и Viatti.
Безопасность манёвра в экстренной ситуации
Не все водители выбирают торможение при аварийной ситуации. Некоторые инстинктивно пытаются увернуться, чтобы избежать аварии.
Успех манёвра в этом случае зависит и от водителя, и от шины: насколько хорошо она удерживает автомобиль на дороге. Эксперты называют это комплексом поперечных сцепных свойств и уводных характеристик. Его оценивают при выполнении манёвра «переставка». Чем выше скорость безопасного вхождения в манёвр, тем лучше способность шины удерживать авто в экстренных ситуациях.
Самой скоростной в выполнении переставки оказалась вне зачётная Nokian. Что касается зачётной группы, в этом списке на лужах лучшими оказались Sailun, на сухой трассе — Nordman. Самый посредственный показатель у Viatti. Её нельзя назвать безопасной для выполнения экстренных манёвров. Это касается движения и по сухой, и по мокрой дороге.
Устойчивость движения по прямой
В этом зачёте эксперты сравнивали качество руления во время езды по прямой и с небольшими перестроениями (имитация объезда препятствий и обгонов). Лучшими в курсовой устойчивости оказались шины Nordman. Худшими, по мнению экспертов, были Viatti: руль с ними становится «мягким», его приходится поворачивать на большие углы. У водителя появляется ощущение, что он плывёт на лодке, а не едет на автомобиле.
Во время выполнения объездов понятно и предсказуемо себя вёл автомобиль с шинами Nokian. В зачётной группе лучшими были Nordman: они неплохо ведут себя во время манёвра.
Худший результат на мокрой дороге показали Maxxis и Viatti. Точность руления с этими шинами посредственная. С Maxxis автомобиль уходил в продолжительный занос и выходил из него только после корректировки рулём. С Viatti наблюдалось скольжение задней оси, а когда колёса снова возвращали сцепление с дорогой, автомобиль резко «дёргало» в сторону.
Что касается езды по сухой дороге, здесь увеличивается боковая нагрузка на колесо. Потому по сухой дороге управляемость с Maxxis и Viatti становится уже не просто сложной, а проблемной. Maxxis на сухой дороге оказались чуть лучше, но машина уходила в снос на своей максимальной скорости на обеих шинах. Руль становился малоинформативным, его приходилось крутить интенсивнее. С Viatti автомобиль отзывался на руль лениво, за что снижается оценка в тесте.
Комфорт
На полигоне предусмотрена дополнительная дорога с дефектами для оценки комфорта покрышек. На ней искусственно сделали весь «ассортимент» дорожных изъянов: ямы, бугры, трещины, идеально гладкий и очень грубый асфальт.
Уровень шума приемлемый у всех участников. В некоторых режимах немного шумными были Maxxis и Viatti.
А вот с плавностью хода всё немного хуже. Самый тихий и плавный ход был у Nordman, но и с ними автомобиль немного трясло на неровностях, все толчки передавались в салон. Самыми жёсткими оказались Cordiant и Sailun: каждая ямка и выбоина дороги явственно передавались в салон. Но и на идеально ровной дороге эти модели ведут себя, будто в них избыток давления.
Экономичность
Для оценки экономичности измеряли сопротивление качению: замеряли выбег на скорости трассы (90 км/ч) и городской (60 км/ч).
Выбег — расстояние движения автомобиля по горизонтальной плоскости без использования двигателя. Замеряли его в двух направлениях, чтобы даже слабый ветер не повлиял на результаты.
Разница по экономичности оказалась незначительной: по городу на 100 км экономия составит примерно стакан бензина, по трассе — полстакана. Здесь виноват, скорее всего, постоянный полный привод Niva с его аэродинамическим сопротивлением и постоянным трением в трансмиссии. Сопротивление качению в этом случае уже не так влияет на расход топлива.
По бездорожью
Как же без съездов на грунт? Как Niva будет идти по такой дороге с асфальтовыми шинами? Так как участники теста не заявлены производителями как внедорожные, результаты этого заезда в общем зачёте не учитывали.
Кроме заезда по грунту, был ещё и старт на крутом подъёме, и езда по «тарированной» колее. Самые лучшие показатели в этих зачётах у Viatti. Протектор у шины с мелким рисунком за грунт «цепляется» отлично, но из колеи выезжает тяжело. Nordman в продольной тяге уступает Viatti, но с небольшими углами из колеи выскакивает более уверенно.
Cordiant, Maxxis и Nokian вообще идти по бездорожью отказались: ехать-то шины ехали, но продольного и плечевого зацепа было явно недостаточно. Хуже всех по грунту прошёл Sailun: протектор и плечи на грунте просто проскальзывали. Бездорожье с этой шиной можно максимум медленно проползать в натяг.
Итоги
Посмотрим, как распределились места.
Пятое место — Viatti Bosco H/T V‑238 (871 балл)
На сухой дороге тормозят хуже всех. Пару им в этом составляет Cordiant. Резкие манёвры — это тоже не про Viatti. Особенно плохо шина «рулится» на сухой дороге, трасса без дождя — явно не её конёк. Из плюсов: тихая. Ещё среди преимуществ можно назвать эффективную и быструю остановку на лужах и безопасную езду по грунту.
Четвёртое место — Maxxis Premitra HP5 (889 баллов)
Характеристики шины — посредственные: цепляется за дорогу средне, управляется сложно. Среди плюсов — уверенная курсовая устойчивость, меньше других сопротивляется качению, то есть экономия самая большая. В целом — комфортная.
Третье место — Cordiant Comfort 2 SUV (899 баллов)
Тормозит слабо и тряска на неровностях относительно сильная. Зато тихая, управляется выше среднего, есть небольшая топливная экономия.
Второе место — Sailun Atrezzo Elite (913 баллов)
.
Среди минусов — жёсткость, шина плохо идёт по грунту. Зато удивило торможение на сухой дороге: лучшее среди конкурсантов основной группы. По лужам у этой шины самая высокая безопасная скорость выполнения манёвра. К тому же она довольно тихая
Первое место — Nokian Nordman S2 SUV (930 баллов)
Максимально близки по баллам к эталонной премиальной шине Hakka Blue 3, которая была в тесте вне зачёта. Из минусов можно назвать посредственное торможение на сухой поверхности. Показатель скорости при выполнении манёвра на мокрой дороге тоже средний. Но в остальных зачётах, в том числе на грунте, у шины идеальный или близкий к идеалу результат.
Вне зачётные Nokian Tyres Hakka Blue 3 SUV (951 балл)
Демонстрируют почти идеальный баланс всех параметров. Лучше остальных цепляются за дорогу. У шины самое понятное поведение в экстремальных манёврах. Очень комфортная и экономичная. Из минусов: на грунте ведёт себя посредственно, это исключительно асфальтовая шина.
Купите надёжные шины в магазине «Колёса Даром». Есть акции, скидки и быстрая доставка — всё для вашего удобства и выгоды.