Скидка 5% на шины китайских брендов

Как поддерживать автокондиционер в рабочем состоянии. Техническое обслуживание, профилактика, эксплуатация

Автокондиционер состоит из множества трубок, радиатора, колец, двигателя и других элементов. Даже незначительная поломка может спровоцировать ухудшение его работы. Особенно это заметно летом, когда на улице стоит жара. Что делать? 

Важно знать, как часто нужно заправлять систему, контролировать и пополнять уровень жидкостей в ней. А ещё — тестировать на проблемы, поддерживать в чистоте. Простые меры продлят срок жизни кондиционера.

Источник изображения

Признаки неисправностей

Даже в новых автомобилях после первой зимы возможны проблемы с кондиционером, не говоря о машинах с пробегом. Техника выходит из строя по причине износа, загрязнений, вибраций, повреждений. 

Основные причины проблем:

  1. Утекает хладагент. За время эксплуатации уплотнители становятся менее упругими, пропускают фреон. Иногда проблема кроется в коррозии. Специалист на сервисе обнаружит утечку с помощью ультрафиолетового фонаря. 

  2. Система перегрета, работает в аварийном режиме. Скорее всего, засорился конденсор. Это радиатор системы, куда дует вентилятор. Когда соты не пропускают воздух из-за грязи, система сбоит. В некоторых случаях можно самостоятельно промыть их. Если возраст авто — более 10 лет, лучше обратиться к специалисту. Мастер снимет радиатор, который охлаждает двигатель, очистит узел. 

  3. Не работает вентилятор охлаждающей системы. Причина часто кроется в повреждённой проводке, сломанном электродвигателе, перегоревшем предохранителе. Самостоятельно можно заменить предохранитель. Остальное — дело рук автоэлектрика. 

  4. Кондиционер не включается. Возможно, клеммы и проводка в системе окислились, места пайки разрушились, сломался датчик давления. Эту проблему решает автоэлектрик. 

  5. Заклинило компрессор. Когда в системе недостаточно компрессорного масла, этот узел может сломаться. Его могут заменить, далее — промыть систему. 

Для обнаружения неисправности нужна профилактическая и плановая диагностика. 

Диагностика кондиционера

Цель — проверить основные узлы автокондиционера на работоспособность. Самостоятельно можно осмотреть видимые узлы, патрубки, магистрали, соединения. Чего не должно быть, так это потёков масла, следов коррозии, механических повреждений. Если есть серьёзные неисправности, следует обратиться к мастерам. 

Этапы диагностики на СТО:

  1. Проверяют герметичность устройства с помощью течеискателя, намечают сроки заправки. Если необходимо, добавляют фреон.

  2. Оценивают состояние электрических подключений. Осматривают провода и клеммы, очищают от коррозии контакты, подтягивают зажимы.

  3. Если есть климат-контроль, то всё проще: благодаря компьютерной диагностике мастера проверяют параметры работы в автоматическом режиме. Система считывает коды ошибок. 

После диагностики пора переходить к техническому и профилактическому сезонному обслуживанию, при необходимости — к починке кондиционера. 

Очистка испарителя, дренажной трубки, конденсатора 

Конденсатор. Его рёбра летом загрязняются пылью, грязью, насекомыми, пыльцой. Без периодической очистки узел перегревается, кондиционер работает неэффективно. 

Рёбра промывают и продувают. Налипшую грязь очищают после снятия теплообменников с машины. Некоторые модели кондиционеров позволяют снять «кассету» без ущерба для герметичности системы. Мусор из получившейся щели удаляют с помощью зубной щётки (крепится на длинную палку), шланга с водой. Можно использовать мойку высокого давления, но осторожно: следует ослабить напор и держать инструмент перпендикулярно поверхности, чтобы не повредить соты. 

Испаритель. Воздух движется сквозь его рёбра, охлаждается. Со временем на поверхности скапливаются загрязнения, иногда появляется плесень. Наличие грязи на рёбрах испарителя сопровождается неприятным запахом в салоне при работе кондиционера. 

Испаритель нужно очищать, подвергать антибактериальной обработке. Периодичность — каждые полгода (весной, осенью). 

Серьёзная очистка узла требует разборки корпуса. Сократить время на техобслуживание можно так:

  • почистить щёткой доступные места;

  • убрать пух и другие загрязнения пылесосом с тонким и гибким шлангом;

  • заменить салонный фильтр.

Если позволяет конструкция, мотор испарителя снимают и через отверстие продувают сжатым воздухом соты. 

Дренажная трубка. Отводит воду от испарителя. На ней может образовываться налёт. Через какое-то время трубка забивается. В поддоне испарителя застаивается вода, образуется плесень, неприятный запах попадает в салон. С помощью толстой лески от триммера трубку очищают, затем промывают. 

Проверка системы на герметичность, заливка фреона

Если диагностика показала дефицит фреона, нужна заправка. 

Даже если нет утечек, кондиционер всё равно нужно заправлять. Примерная потеря фреона за год составляет около 100 г. 

Когда диагностика выявила негерметичность и большой расход фреона в кондиционере, сначала проводят вакуумирование. Для этого магистраль опустошают: откачивают влажный воздух с примесями, находят место протечки, устраняют неисправность. Только после этого заливают фреон. 

Салонный фильтр 

С его помощью воздух, который поступает в машину, очищается от пыльцы и пыли, выхлопных газов. Производители автомобильных кондиционеров рекомендуют периодически менять фильтр, иначе его работа не будет эффективной. В среднем — через каждые 10–25 тыс. км пробега. 

Помимо этого, частота замены фильтра зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если машина постоянно бывает в очень загрязнённых и загазованных местах, фильтр придётся менять чаще. 

Можно приобрести угольные гипоаллергенные фильтры. Они стоят дороже бумажных и войлочных, но качество очистки воздуха с их помощью выше. 

Ошибки обслуживания и их последствия 

Игнорирование профилактических мер приводит к снижению работоспособности автокондиционера, выходу из строя его узлов. 

Самые распространённые ошибки:

  1. Не проверяется уровень фреона в авто. Агрегат начинает недостаточно охлаждать воздух, детали изнашиваются быстрее.

  2. Не проводится чистка кондиционера. Воздуховоды заполняются пылью, колониями бактерий, а по салону авто распространяется неприятный запах.

  3. Установка перед радиатором климатической системы москитной сетки. Из-за этого он работает под нагрузкой, перегревается, производительность снижается. Детали от высоких температур разрушаются, постепенно выходят из строя. 

  4. Чрезмерная чистота. Если радиатор часто моют, это приводит к появлению коррозии. Как скоро это случится, зависит от материала.

  5. Нерегулярная замена фильтра кондиционера в салоне. Загрязнения накапливаются, бактерии размножаются, а неприятный запах ощущается с каждым днём сильнее. 

Всё это пример безответственного отношения к технике. Как результат — поломка, езда без кондиционера, существенные траты на ремонт или покупку нового агрегата. Если настал момент, когда не получается включить охлаждение в салоне, пора обратиться в сервис. Но лучше этого не допускать и регулярно проходить техобслуживание.

Где заказать ТО 

Когда самостоятельно не хочется разбираться в устройстве, можно обратиться к специалистам. Они комплексно подойдут к задаче:

  • оценят состояние узлов и их работу;

  • укажут на необходимость заправки кондиционера;

  • если нужно, устранят дефекты на испарителе, трубке, конденсаторе;

  • заменят компрессор, если требуется, или его детали;

  • отремонтируют электрику;

  • заменят ниппели, уплотнительные кольца;

  • обработают воздуховоды антибактериальными средствами;

  • промоют снаружи испаритель, все составляющие изнутри. 

Чтобы систему охлаждения не пришлось очень часто ремонтировать, специалисты автосервиса рекомендуют обслуживать её раз в полгода, вовремя заправлять. Профилактика не отнимет так много времени и денег, как починка или покупка нового агрегата. 

Выполнить заправку кондиционеров могут специалисты «Колёса Даром»: выбирайте сервисные центры в своём городе и записывайтесь удобным для вас способом.